Привет, друзья.
Мы с коллегами недавно закончили кампанию из дополнения к игре Nuklear Winter 68, под названием «Сердце тьмы» и я готов поделиться впечатлениями. На русском обзоров этой игры я не встречал, так что нужно срочно исправить эту несправедливость. Для полного понимания я советую прочитать обзор основной игры, я не буду повторяться по базовым механикам и сторонам конфликта, там это все подробно описано. Заварите себе чашечку чая, текста будет много.
Сюжет дополнения продолжает сюжет оригинальной игры. По атмосфере это все тот же мрачный Red Alert с зашкаливающей степенью трэша. Разработчики окончательно потеряли чувство меры и отрываются на полную катушку. На дворе уже 1969 год, силы Рейха потерпели поражение в сражении с НАТО под Ахденом, и отступают по всем фронтам. После чего Гиммлер отходит от дел, оставляя у власти свою сорокалетнюю дочь Гудрин, прозванную за свой характер «железной леди». Она закрепляет свою власть при поддержке мистического корпуса Арканум и решает взять реванш. Она прекращает бесплотные попытки связаться с другими бункерами на территории Германии по радио, вместо этого рассылает разведывательные группы к местам, где по их информации находились убежища. Одна из таких групп прибывает к окрестностям города Магдебург. Собственно о событиях возле этого города и пойдет речь в дополнении.
По традиции «Ядерной зимы» у нас три стороны конфликта: это разведывательная группа корпуса Арканум (Рейх), НАТО (американцы и русские) и дикари из клана Белой руки. Каждой стороне конфликта в дополнении уже к существующим частям дали еще по одному формированию. У Рейха это корпус Арканум, состоящий из бойцов гестапо и штурмовиков. У НАТО — инженерная рота АИД (HADES), в состав которой входят саперы на БМП-1, а так же огромный боевой робот АРЕС. Клан Белой руки играется жетонами фанатиков из оригинальной игры. Из новых юнитов у них призываемые освежеванные зомби (о призыве попозже), штурмовая мясовозка, и гигантский подземный червь один в один как шаи-хулуд из Дюны.
Вишенкой на торте всего этого безобразия является появившаяся нейтральная сторона. Да-да, теперь у нас есть нейтралы, которые действуют независимо от игроков и могут присоединяться то к одному игроку, то к другому. Из юнитов у них снайперы-мародёры, частная военная компания НУЛЛ и ее наемники, местные выжившие и долбанутые фанатики-пироманы.
Самыми главными нововведениями, на мой взгляд, являются появление героев и способностей.
Способности у нас бывают активные и пассивные, дистанционные и ближнего действия. Активные способности это действия, нуждающиеся в проверке навыка. То есть их применение не гарантировано. К таким способностям относятся телепатия, способность брать под контроль юниты противника, и мгновенное убийство, думаю понятно из названия, что оно делает. Пассивные навыки не нуждаются в проверке и срабатывают сразу. К ним относятся: телекинез (способность перемещать юнит противника в поле своего зрения), лечение (переворачивает пехотный юнит со слабой стороны на сильную), некромантия (превращает жетон могил в зомби и берет их под контроль), террор (способность подавить любой юнит в поле своего зрения), пирокинез (способность поджечь гекс).
Инженерные способности, включают в себя целый комплекс навыков. Теперь только инженеры могут ставить и убирать минные заграждения, ставить укрепления, дымовые завесы, а так же, ремонтировать поврежденную технику. Все навыки могут применяться только в начале активации, что сильно ограничивает применение, нельзя сначала подвигаться, а потом применить способность.
У каждой стороны конфликта по три героя. Герои так же как и командные пункты прикрепляются к одному из юнитов, и дают этому юниту различные бонусы и штрафы, а так же наделяют его своими способностями.
Так же герои и командные пункты могут вербовать нейтральных юнитов и героев, находящиеся на карте, если это разрешено сценарием.
Еще не устали от перечисления новшеств? Я тоже устал, но это даже не половина, тут еще появились погодные эффекты, которые оказывают прямое действие на поле боя, нежить, для которой необходимы особые боеприпасы, и куча нововведений по мелочи. Но, пожалуй, будем с ними заканчивать и перейдем к разбору геймплея.
В разделе сценарии у нас имеется 10 миссий, по традиции связанные единым сюжетом. Их можно проходить как по отдельности, так и в режиме кампании. 8 из 10 сценариев проходят на новой карте. Поначалу она вызывает легкое недоумение — на треть меньше по размеру карты оригинальной игры, не то, что бы для меня это стало сюрпризом, я знал что покупаю, но я обязан об этом упомянуть. В отличии от оригинальной карты, новая местность представляет из себя в основном городскую застройку и прилегающий лес, прощайте открытее пространства и танковые дуэли. Недоумение от размера карты проходит после того, как ты берешься за саму игру. Игра очень и очень сильно сбавила в размахе и масштабе сражений. Теперь большинство миссий представляет собой стычки на 5-6 юнитов, и небольшой размер карты для этого подходит как нельзя кстати.
Сценарии просто поражают своим разнообразием, тут нет ни одного повторяющегося сражения. В одной миссии мы должны быстро прошмыгнуть мимо противника, в другой починить мост и сбежать от преследования, в третьем, пока две стороны ведут полномасштабное сражение, подкрасться и взять в плен юнит противника. Разработчики умело тасуют возможности своего сеттинга и происходящее разбавляется различными специфическими юнитами. В одной миссии у нас зомби лезут на пулеметы, а в другой пытаемся не дать гигантскому червю сожрать наш танк. А как вам гигантский робот АРЕС который воодушевляет американские юниты??!!
В фазе расстановки для каждой миссии выдается определенное количество очков снабжения, на которые мы можем закупиться снаряжением и юнитами. Что увеличивает реиграбельность. В одном сражении нужно было доставить спецназ к держащим круговую оборону аборигенам, можно купить вертолет и добраться до пункта назначения в пару активаций, правда придется лететь над вражескими зенитками, что очень опасно, а можно купить танк и пытаться прорваться по земле, но тогда не факт что успеешь.
Отдельным пунктом хочется разобрать сценарии на троих. В оригинальной игре это было достаточно спорное место. Раньше стороны не спешили наступать, так как каждый боялся попасть под перекрестный огонь двух других игроков. Теперь же условия победы сбалансированы таким образом, что каждый игрок выполняет свои собственные задачи. Выполняя их игроки сталкиваются друг с другом. Задач у игрока теперь по три-четыре штуки, и например, для победы ему необходимо выполнить только две-три, что опять же плюс в копилку реиграбельности.
Режим кампании в дополнении выгодно отличается от кампании основной игры. Здесь хотя бы чувствуется, что над ней работали дольше двух минут. Я хвалил кампанию из оригинала за необычный опыт, но здесь она гораздо лучше. Миссии по-прежнему отыгрываются одна за другой с записыванием результатов сражения, но есть ряд нововведений. Во-первых, пущена в утиль система потерь, в которой уничтоженные юниты необходимо было восстанавливать за очки снабжения. Вместо нее мы имеем в обязательном порядке те юниты, которые прописаны по сценарию, за очки снабжения можно купить юнит из других формаций, правда, если уничтожат, уже не восстановить. Если ты просадил шесть Т-64 в сражениях, то извини, покупай теперь слабенькие М-60. С одной стороны теперь потеря юнитов не так болезненна как в оригинальной кампании, где каждый потерянный взвод это серьезный ущерб. Но с другой стороны, теперь, когда можно не беречь юниты, можно действовать более агрессивно и авантюрно.
Во-вторых: это некоторые условия, результат выполнения которых сказывается на последующих сражениях. (СПОЙЛЕР)Например: удалось дикарям из клана белой руки отбить у рейнджеров ПЗРК… Все извини, над Магдебургом самолеты больше не летают. Или если Рейх завербовал одного героя из нейтральной фракции, то юниты другого героя для него навсегда становятся враждебными.(СПОЙЛЕР)
Правда жаль, что разработчики не пошли дальше. Есть несколько сценариев в которых нам нужно отбить какие-то точки, и не зависимо от того отобьет игрок эти точки, в следующем сценарии он их контролирует по умолчанию. Если бы над компанией поработали бы чуточку подольше, она бы была эталонным идеалом.
Было починено то, что плохо работало в основной игре. Штурм позиций не выглядит теперь такой невыполнимой задачей. У нас есть несколько козырей в рукаве. Это огнеметы, которые игнорируют условия местности, и выкуривают все живое из гекса. Это саперы, которые уничтожают укрепления в соседнем гексе. Это и некоторые способности героев. Проблему с не убиваемой авиацией решили просто, ее тут почти нет. И все три стороны конфликта равноценны и ни одна не выглядит вторично.
В общем, кампания оставляет весьма положительные впечатления. Но есть несколько, на мой взгляд, спорных решений. Сценарии ужасно короткие. Серьезно, большинство сценариев длятся 4-5 ходов… Некоторые стычки играются всего за 30 минут. Иногда тебе необходимо провести юнит из пункта А в пункт Б и ты просто не успеваешь это сделать. В одной миссии нужно пройти мимо противника, и по моим подсчетам нужно пять активаций, чтоб просто пройти намеченный маршрут, а игра длится всего 4 хода, то есть мне нужно получить в каждом ходу по активации, а в одном сразу две!! И если чуть-чуть не повезло, то все… ты провалил задание. Было несколько раз, что не хватало всего одного хода, чтоб выйти победителем. Так что кто будет играть, смело докидывайте пару ходов к имеющимся или прокидывайте дополнительный ход как в вахе (4+ играем еще ход).
Из-за снизившегося размера сражения возросла роль рандома. Чуть не повезло и не пришли нужные активации, все твои броневики дымятся на поле боя, чуть не прокинул способность, все вражеский герой спалил тебя, в крупных сражениях это было не так явно. И масштабная битва всего одна, это сценарий №9, который проходит на двух картах одновременно (один из лучших сценариев). Нам дали такой богатый инструментарий и не дают сойтись в апокалиптической битве, заставляя гонять по кустам пару взводов разведчиков. И если после прохождения основной игры я ощутил чувство сытости, то тут я вышел из-за стола полуголодным, черт возьми! Я хочу еще!!!
Подводя итог, игра понравится тем, кому понравилась оригинальная игра, ее значительно углубили и разнообразили. Не понравится людям с утонченным вкусом, игра редкостный трэш в плане сеттинга, уверен некоторые адепты исторических варгеймов будут биться в истерике, причем если раньше игра хотя бы пыталась в историю, дав нам покомандовать реально существовавшими дивизиями, то теперь тут все просто за гранью добра и зла…
Если сравнивать игру с коллегами по цеху, в первую очередь с Nations at War и World at War (у них одинаковый масштаб и родственная система активаций). То игра выгодно отличается на их фоне. Она гораздо разнообразней чем NaW, давая нам действительно интересный и разнообразный опыт, а не только пробейся из пункта П в пункт Ж. Понятно, что историчность и правдоподобность, и нельзя сбросить ядерную бомбу в сорок третьем году.
Не прикидывается серьезной игрой как WaW. Которая на серьезных щах рассказывает что у нее тут альтернативная история и гипотетический конфликт, при этом косячит так, что хоть стой хоть падай, особенно с советской стороной (например Т-72 в два раза медленней американского «Абрамса», советские танки не укомплектованы ночными прицелами, а танковые дивизии идут в бой исключительно без сопровождения пехоты, но я ее по прежнему советую новичкам). NW68 говорит: «эй, у меня тут нацисты-некроманты, телепаты из КГБ и гигантские роботы! О какой правдоподобности ты говоришь?». Игру советую! Играть исключительно под пивом с веселой компанией. Ни в коем случае не садитесь за нее с нытиками и ворчунами, а так же с людьми которые слишком серьезно относятся к настольным варгеймам, они рискуют разбить себе лицо фейспалмом.
Друзья. Отпишитесь, интересно ли вам почитать репорт по 9-му сценарию?
Так же прикрепляю откорректированный перевод правил, в ходе прохождения мы обнаружили несколько ошибок, допущенных мной при переводе, а так же несколько ошибок от разработчиков (да есть и такие)
ПнП к этому дополнению можно спиратить тут: vk.com/wall-114073753_8535
ПнП к оригинальной игре можно спиратить здесь: vk.com/wall-114073753_5399
Загляните в архив паблика, там собраны все статьи, обзоры, репорты и ПнП: vk.com/topic-114073753_33922171
Если вы хотите узнать больше о подобных варгеймах вступайте в наш «Паблик о суровых варгеймах». В нашей группе много материалов по этим и еще многим другим играм. Если вы хотите ознакомиться с материалами или изготовить свой ПнП варгейм, добро пожаловать в наш архив.