Найти в Дзене
Мастерская ۞ Фэнтези

Логика и Психология в настольных играх

Оглавление

Все настольные игры в той или иной степени опираются либо на логику, либо на психологию, либо на удачу. В основном присутствуют все три аспекта, в большей или меньшей мере. Говоря об играх психологических, вам вероятно сразу же придет на ум покер. Говоря же об играх, опирающихся на чистую логику, вы наверное назовете шахматы.

Да, тут действительно нет места удаче, оба игрока в равных условиях, все сделанные ходы на виду, не может быть каких-то скрытых подводных камней, кроме логического построения ходов соперника. Но я не соглашусь с вами, если вы скажете, что здесь нет места психологии, все же помнят известный момент, когда васюкинский игрок впал в ступор и готов был сдаваться, не понимая логику соперника. «Гроссмейстер отдал ферзя!» Ведя агрессивную или алогичную с точки зрения соперника игру, вполне можно «выбить у него почву из под ног» и тем самым придти к победе.

Но, мы поговори в этой статье пусть и не о таких общеизвестных каждому играх как Покер и Шахматы, но также очень популярных, таких как «Манчкин» и «Мафия». Обе игры ничем не походи между собой, кроме того, что там велика доля психологии и взаимодействия между игроками

Манчкин

Изначально эта игры была выпущена как пародия на фэнтезийные ролевые настольные (и не только игры). Эдакая шутка от мастера Стива Джексона известного по придуманной им системе GURPS и другим проектам. Даже само название уже звучит как стеб. Манчкин на жаргоне ролевиков означает игрока, которому плевать на любой отыгрыш роли и сюжетную составляющую, такой игрок знает наизусть правила, всегда ищет в них дыры, использует любую возможность, чтобы его персонаж стал самый крутой, для него важна победа любой ценой. Такой вот шутливо-циничной и является вся игра, где игроки помогают друг другу, только тогда, когда это выгодно им самим и стремятся быстрее остальных достичь победного десятого уровня.

В 2001 году, как только игра вышла, она получила премию Origins Awards в номинации «Лучшая карточная игра». У того, что начиналось возможно больше как шутка, появилось множество поклонников. На данный момент вышло множество дополнений к классической игре, а также игры на всевозможные темы, все также продолжая тематику высмеивания всего что угодно, от произведений Лавкрафта до выживальщиков, ожидающих Апокалипсиса. Хотя многие «серьезные» игроки и считают манчкин чем-то вроде легкой игры, смотрят на нее как преферансисты на игру в «Дурака», но не зря по ней проводятся турниры по всему миру и актуальности она не утрачивает.

Так вот, вернемся к нашей теме. Психология в Манчкине играет роль даже большую, чем в покере. В покере ты просто убеждаешь других игроков, что именно у тебя лучшая комбинация на руках, играешь на чувствах других игроков, но на комбинацию соперника ты никак повлиять не можешь. Здесь ты также можешь убедить игрока, что можешь в любой момент ему помешать, что он побоится сражаться с крупным монстром, или наоборот прикинуться бедной овечкой, которой нет смысла мешать и «тихой сапой» добраться до победы. Самое главное в игре — это все же взаимодействие между игроками. Ты можешь собрать прекрасную выигрышную комбинацию, но если настроишь против себя весь стол, тебе никогда не дадут ее провернуть. И если ты не будешь помогать другим, то и тебе никто никогда не поможет. Лучший путь к победе — это идти к нему всем вместе, но дойти одному. В этом вся игра, ты играешь циничного и эгоистичного персонажа, но в этом вся и соль. Разве вам никогда не хотелось поиграть эдакого плохиша?

Но на одной психологии тут тоже не выйдешь, логика здесь нужна не меньше, умение выстроить хорошую стратегию нужно всегда, знать когда стоит сыграть ту или иную карту или оставить ее на потом, это все приходит с опытом, но вот без психологии чистая логика поможет вам вряд ли.

Удача. Да, в любой карточной игре удача важна. Действительно, здесь как в «дураке», если вам действительно «прет» хорошая карта, вы можете выиграть и у более опытного игрока. Но статистика — вещь суровая. То что может случится в одной игре уже вряд ли случится в другой. После десятой игры вы увидите, что логика бьет удачу, а психология бьет логику.

-2

Про Манчкин говорят, что эта игра может поссорить друзей хуже любой Монополии, так что, друзья, не забывайте, что это просто игра.

Мафия

Я думаю, что многие из вас слышали об игре «Мафия». Большинство из вас играло в нее с детства, все помнят эту игру с раздачей красных и черных карт из обычной колоды или просто бумажек с надписями «+», «-» и «к». Игра, где вы играете за злобных мафиози, чья цель истребить всех мирных жителей, или же за честных, пытающихся выжить или играете комиссаром Катани, единственным, который может ночью на самом деле узнать, кто же мафия. Для многих эта игра так и осталась «детской», все вспоминают как это происходило: бардак, балаган, кто кого перекричал, тот и прав, и все хотели быть исключительно мафией, потому что мирным играть скучно. В принципе в некоторых местах, где уже более взрослые игроки играют в мафию все происходит так же, только ещё с обилием алкогольных напитков, которые позволяют лучше вернуться в детство.

Но мы поговорим про более серьезный вариант игры, не будем пока брать «спортивную мафию», рассмотрим «городскую» или же, как ее еще называют «полуспортивную». Во-первых, в нее определенно играют в закрытую, то есть умерший персонаж не раскрывает свою роль вне зависимости от того, умер он днем или ночью. Во-вторых, игроки говорят исключительно по очереди определенное время, а за выкрик в чужой ход караются фолами. В данном случае мы уже имеем более серьезную игру с логическими выводами и применением психологии.

Поговорим для начала об удаче, в данной игре она на игру абсолютно не влияет, единственное, что происходит случайно, это распределение ролей, но в серьезной игре игроки находят свою прелесть и в игре мирным жителем, в вычислении мафии, создании команды, и в попытках победить своей, «красной» командой.

Велика ли здесь роль психологии? Естественно. Кто-то пытается разгадать ложь по мимике других игроков, кто-то закидывает провокационные вопросы, все мирные стремятся разгадать роль других игроков, а мафия же пытается посеять хаос, но при этом сделать так, чтобы другие это не заметили.

Кто-то скажет -да, понятно, то есть эта игра исключительно психологическая и логика здесь не нужна, но буду вынужден не согласиться. Иногда, просто записав показания игроков и смену их точек зрения, можно составить свое мнение о них, хотя и это не всегда играет, только полное слияние психологических и логических методов может привести вас к победе.

К чему это все? А к тому, что нельзя никогда ставить ум выше чувств или чувства выше ума, лишь в гармонии достигается совершенство.

Да, об Удаче. Удача вам иногда помогает в играх, хотя не всегда, и не только Она, пусть лучше Удача помогает вам в жизни, так что желаю вам всем Удачи и да хранит вас Великий Рандом!

В следующей же статье мы поговорим с вами о воображении, без которого не было бы многих других прекрасных игр, да и вообще, жить было бы не так весело.