Перед нами учебник математики для 1 класса, по которому учатся в финских школах. Каждый учебник имеет свое название: желтый "Осень", голубой "Весна". То есть в первом полугодии изучается весна, во втором полугодии осень. Но это немного условно, конечно)).
Как мы увидим далее, дети пишут прямо в учебнике карандашом. Если ребенок ошибся, можно стирать. Учитель за это не ругает.
Даже в тестах, которые проходят не часто, дети тоже могут писать карандашом и потом стирать. Разумеется карандаши у них довольно мягкие, а резинки хорошие и не рвут бумагу.
В течение осени первоклассники знакомятся с числами 1-10 и практикуют сложение и вычитание в пределах 10. Они также учатся обращаться с деньгами, в частности, с евро, моделируют различные ситуации покупок и расчетов купюрами и монетами. Вообще в течение всей школьной жизни у детей часто встречаются задачи про деньги, даже в садике такие задачки есть. По сравнению с российскими задачами, где "у Пети было 2 яблока, а у Васи 5 яблок", тут детей приучают считать деньги.
Помимо простого и наглядного сложения и вычитания, в учебниках и дополнительных заданиях по математике определенное место отводится решению логических задач. Это как раз тот важный момент, которому в наших учебниках уделяют мало внимания. Я лично не помню таких уроков на логику в первом классе у моего сына.
Нужно выяснить числовые значения пиктограмм - цветочка, бананчика, сердечка и прочих. Меня, если честно, эти задания удивили, мне они показались сложными для первоклассников, но дети быстро поняли логику и щелкали как орешки этот тип заданий.
После Рождества дети начинают изучать вторую часть учебника, где знакомятся со счетом до 100, системой мер, основами геометрии, применяют полученные знания на практике. И продолжают изучать базовую логику кодирования (программирования).
Вот пара страниц из учебника, посвященных как раз простой практике программирования.
В процессе обучения учитель имеет право пропустить некоторые разделы, чтобы потом к ним вернуться позже. Поскольку обучение в финской начальной школе - это, по большому счету, понимание общих процессов, их сущности, то и изучение математики привязывается к другим темам, которые дети изучают в течение недели, например.
Учебный год в Финляндии идет с середины августа до середины мая. Одна наша общая знакомая рассказала, что ее сын в первом классе финской школы больше всего любил математику. Он любил ее настолько, что иногда предпочитал вечером перед сном заняться разными вычислениями, чем послушать книгу.
Первоклассники в Финляндии не получают на дом много домашних заданий, они, конечно, могут при желании практиковаться дома, но не настолько, чтобы обгонять учебный план и весь класс.
Надо сказать, что не все школы используют одинаковые учебники. Муниципалитет сам решает, учебники какого издателя будут использоваться в их школах.
Разумеется одними стандартными уроками обучение не ограничивается.
Есть и так называемая внеурочная деятельность. Это то, что школы считают необходимым для детей. К примеру, в классе, где учится дочь моей подруги, детей стали обучать языку глухонемых в качестве факультатива. Объяснили это тем, что в классе есть глухонемая девочка и чтобы дети могли с ней общаться, их стали обучать этому языку.
В качестве уроков труда может быть предложено детям изготовить что-то полезное своими руками. К примеру, с наступлением темного зимнего времени дети сделали своими руками отражатели для одежды и рюкзаков.
И еще важное отличие от наших школ в том, что ни кто и никогда не спрашивает ученика, кто его родители и сколько они зарабатывают. Это просто запрещено.
В финской школе не делят детей на плохих и хороших, на одаренных и не очень. Всех стараются обучать одинаково, чтобы все комфортно себя чувствовали. Детей не сравнивают друг с другом. Это не принято. В отличие от наших школ, где учитель может запросто сказать: "Посмотри, как отлично ведет себя Вася, а ты Петя постоянно болтаешь! Бери пример с Васи!"
В классах не бывает любимчиков, детей не выделяют ни каким образом, кроме оценок, разумеется. Если учитель будет нарушать принятые школой правила, контракт с ним просто расторгнут.
И еще очень важное и почти непонятное для российской школы правило - "равенство учителя и ученика". Детям уже с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Поэтому финские родители понимают, что их ребенок – самостоятельная личность. Обижать ребенка словом или действием запрещено. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве.
Да и кроме того никому и в голову не придет в финской школе орать на учеников, унижать их, ставить в угол или писать замечания в дневник. Все сложные вопросы, такие как плохое поведение и успеваемости решаются между взрослыми, т.е. учителем, родителями и администрацией школы. Учителя прежде всего взаимодействуют с родителями.
Дети знают свои права, но это не значит, что они творят все что угодно и ходят в школе на головах. В семье воспитывают их таким образом, чтобы придя в школу дети вели себя адекватно. Разумеется случаются проблемы, но они очень локальны и не так часты.
Одна моя знакомая рассказывала, что когда она летела в самолете с несколькими финскими семьями, где были дети-дошкольники, то удивилась полной тишине в салоне. Дети вели себя так, как будто их не было, а некоторые просто заснули. Родителям, при этом, не приходилось детей постоянно одергивать или заставлять замолчать. Просто такие дети))).
Когда я на днях я поговорила с одной своей подругой, которая отдала в этом году дочку в первый класс российской школы, то услышала от нее про истерики ребенка по утрам, нежелание идти в школу, про то, что учитель многое запрещает, постоянно придирается, ставит детей в угол за плохое поведение по 10 раз за день, я поняла, что нашей школе до финской ох как далеко. И тут даже дело не в программе и знаниях, а в самом отношении к детям....