37-й год
Общеизвестный факт о массовом терроре в 1937 году необходимо дополнить тем, что периодическая чистка бюрократического аппарата в СССР проводилась до 37-го года, в 37/38 годах и позднее. В том числе, осуществлялось и обновление руководящего состава РККА, по-сталински, через расстрельный подвал.
Особенность именно 37-го года заключается в том, что под нож пошли, в основном, сотрудники НКВД – те, которые осуществляли террор раньше. Теперь пришла их очередь.
40 тысяч полководцев
Что касается террора непосредственно в армии, то его масштабы базируются на справке Ворошилова об убыли командного состава РККА за отчётный период. Там действительно указано число в 41 тысячу человек. Но это не расстрелянные полководцы, а командиры (вместо офицеров и генералов тогда говорили – краскомы), уволенные из армии по различным статьям. Правда, в это число входят и расстрелянные, но это часть из общего количества арестованных. Расстреливали далеко не всех. А часть арестованных отпускали.
Но кроме арестованных, были ещё уволенные по выслуге лет, по болезням – этих было много: сказались раны, полученные в годы Первой мировой и Гражданской. Поэтому расстрелянных было не 40 тысяч, а значительно меньше. Но далеко не все они были полководцами, были уволенные за пьянки и поступки, порочащие красного командира.
Но и те, кто был расстрелян, не все были военными, даже если носили соответствующие звания. Среди репрессированных, носивших командирские петлицы (погоны будут введены позже, во время войны) числятся прокуроры, служащие тюрем и лагерных зон, пароходств и т.п.
Кто остановил вермахт
Смысл репрессий в РККА, которые осуществлял Сталин, станет понятен, если вспомнить, что в годы Гражданской войны Красная Армия создавалась из партизанских отрядов. Вольница, присущая первым красноармейцам и выборным командирам, не могла существовать долго. Она должна была или разложить вооружённые силы, или уступить место железной дисциплине и единоначалию.
Перед угрозой будущей войны с Германией следовало укрепить армию, начав с дисциплины. Это делалось жестоко, подчас бесчеловечно и не считаясь с человеческими судьбами. Это была жирная, кровавая точка в истории перехода к управляемой и послушной армии.
Понравилось? Подпишись на канал, чтобы не пропустить много интересного!