Привет, это Никита Белоголовцев. Любой, кто писал (или читал) тексты об истории, знает, что в комментарии всегда придёт человек, который напишет, что "это всё полная чушь" и на самом деле "всё было вообще не так". Поклонников альтернативной или нетрадиционной истории в России действительно очень много. Давайте обсудим, откуда они берутся и почему им комфортно с этими псевдонаучными теориями.
Для начала дисклеймер и важное признание: когда я учился в школе, я сам прочитал несколько книжек по "Новой хронологии". Сэкономлю время тех, кто не хочет идти по ссылке, и перескажу в трёх предложениях:
Это радикальная концепция, по который вся история раньше XVIII века грубо сфальсицирована в результате масштабного заговора. Утверждается, что история человечества искусственно "удлинена" и всё, что написано о событиях раньше Х века — лишь "фантомные" отражения более поздних эпох. По этой гипотезе более-менее весь обитаемый мир в течение нескольких веков объединяла могущественная славяно-татарская Империя.
Полная версия концепции казалась мне безумной и в школе, но отдельные моменты — любопытными и не лишёнными здравого смысла. Настолько любопытными, что периодически я пытал учителя истории, пытаясь их с ним обсуждать.
А этим летом я прочитал книгу Юлии Латыниной «Иисус. Историческое расследование». В ней, как понятно из названия, пересмотр истории куда более локальный и сфокусированный. Снова сберегу минуты вашей драгоценной жизни для чего-то более стоящего:
Латынина называет Иисуса Христа руководителем так называемой "четвёртой секты": военизированного объединения религиозных фанатиков. По её мнению, Иисус боролся власть в Иудее, но его вооружённый мятеж был подавлен. После этого апостол Павел полностью извратил суть учения Христа, за что ученики Иисуса преследовали его по всей Империи, пытаясь убить.
В этот раз я читал уже без желания обсуждать и с необходимым уровнем самоиронии. При этом книгу Латыниной очень интересно разбирать, с точки зрения манипуляции читателем: она, безусловно, делает это очень умело и даже талантливо.
Как видите с альтернативной историей я знаком не только по комментариям к текстам, но и даже привил себе в лёгкой форме, чтобы выработать иммунитет. Когда я размышлял о причинах любви к этому жанру (или даже явлению), я сформулировал пять причин — две очевидных и три чуть более сложных.
1. В альтернативной истории всё всегда очень просто, понятно и доступно
Авторы, которые разоблачают или срывают покровы ни секунды не сомневаются в своей правоте. Они точно знают "как было" и лишены всех интеллигентских раздумий и метаний. В большинстве исторических книг есть открытые вопросы, возможные варианты или честные признания в том, что истину установить невозможно. В альтернативной истории — возможно. Вместо любых сложных наукообразных конструкций используется бронебойное словосочетание "на самом деле".
И в самом деле! Зачем усложнять, рассматривать варианты и аргументировать. Просто объясняешь читателю как всё было "на самом деле". Никаких сомнений и любых других лишних мыслей.
2. Можно всегда всех побеждать, и в истории больше нет никаких стыдных или сложных моментов
Для многих жителей России очень важно ощущать себя часть великой империи. И обязательно такой, что все (ну или хотя бы многие) уважали, боялись и признавали первенство. Эти желания далеко не всегда реализуются в реальной жизни, поэтому приходится идти за удовлетворением в историю.
В истории России много великих и ярких страниц, но и много того, чем объективно сложно гордиться. А ещё русская история сравнительно молодая на фоне многих других. Альтернативная история и здесь спасает своих адептов от лишней интеллектуальной работы: "мы сами древние, сильные и важные", — гордись круглосуточно и без всякой рефлексии.
3. "Концепция всё время меняется, с какой стати я должен верить, что есть какая-то единственная и правильная версия истории?!"
Вы улыбнулись (наверно), а это, между прочим, совершенно естественный вопрос от зрителя русского телевизора. В XX веке пересмотр истории в России происходил постоянно: культ личности, а потом XX съезд; взорванные храмы, а потом обращение "братья и сестры" в ключевой для страны момент. А потом вообще перестройка и распад СССР. Но несмотря на этот конвейер изменений у людей всегда были пара десятков лет, чтобы свыкнуться с новой реальностью. А сейчас всё меняется как в калейдоскопе на электрической тяге.
Всего десять лет назад, в конце августа 2009-го, Владимир Путин написал статью для польского издания "Газета Выборча". В ней он назвал пакт Молотова — Риббентропа "аморальным" и заключил, что это соглашение "можно осудить". А уже этим летом МИД России не жалел эмодзи и хештэгов, доказывая безусловную правоту политики партии:
Зритель смотрит смотрит на эти судорожные метания и задаёт справедливый вопрос: "если вы не можете договориться о том, что случилось сравнительно недавно, кто ж вам тысячелетнюю историю доверит?!". И идёт читать про то, как татаро-казаки колонизировали Америку.
4. ... а ещё всё это накладывается на маниакальную веру в теорию заговора
К вере в заговоры русские медиа тоже старательно приучали свою аудиторию. "Всегда ищи, кому выгодно", и тогда очень быстро придёшь к мысли, что человек, которого избили (или даже убили), подстроил это сам, назло своим противникам.
Вера во всеобщий заговор против истории идеально дополняет первые два пункта:
— Почему большинство источников говорят не в пользу вашей концепции?
— Так ведь заговор, всё переписали!
— А почему по вашей концепции казаки основали Венецию и Берлин, но этого никто не знает?
— Потому что никто не хочет видеть нас великими, вот и бьют в самое важное и святое — нашу историю!
Когда круглосуточно слышишь и читаешь про "осаждённую крепость" и про то, что "всё не так однозначно" машинально переносишь это и в прошлое тоже. И начинаешь верить, что и там заговор и всё неоднозначно.
5. Неравный спор с историей похож на подростковый бунт: бессмысленный, но травоядный
Уходить из дома весело и, как правило, безопасно: все (включая и самого уходящего) знают, что подросток очень скоро захочет есть и вернётся домой. И, мне кажется, есть причины, почему такие бунты в России возникают у довольно взрослых и, в общем, неглупых людей.
Общественное устройство в России провоцирует социальный инфантилизм: роль государства в экономике максимальная, участие граждан в политике сведено минимуму, большинство наёмных сотрудников даже не задумываются, сколько налогов за них платит работодатель.
В этой атмосфере консервативной семьи с государством-родителем, в общем, естественно бунтовать. А так как бунтовать в настоящем сложно, больно и со всех сторон накладно, можно всегда сходить в прошлое и побунтовать там. И пусть ты уже пролежал три дивана, зато знаешь, что ты потомок великой цивилизации, которая простиралась от Рима до Аркаима. И дальше переворачиваешься с боку на бок уже не просто так, а с мыслями о величии предков. Вроде мелочь — а приятно.