#деньзаботы о детях
«Истинное предназначение образования заключается не в зазубривании информации, а в извлечении на свет вашего таланта» (Р.Кийосаки)
Наш первый выпуск о неприятных заблуждениях родителей при воспитании своих детей мы посвящаем проблеме «горе от ума».
Не все читали Грибоедова, но многие знают «меньше знаешь – крепче спишь».
В наш интеллектуальный век, когда даже президентом понятие «интеллект» активно поддерживается, говорить о переоценке умственного развития ребенка наверное даже глупо. Все хотят быть умными! Многие современные родители очень стремятся всеми силами развивать умственные способности своих детей. Но если взглянуть на эту проблему немного глубже?
Ошибка «мой ребенок – вундеркинд, самый умный» на самом деле звучит как «я хочу, чтобы мой ребенок был самым умным». Это желание родителей впихнуть в голову ребенка как можно больше знаний и информации!
А зачем? Якобы для того, чтобы он был более подготовлен к жизни. Но это оправдание! На самом деле еще очень хочется гордиться и хвастаться своим ребенком; воображение рисует образ чудо-ребенка, которым все восхищаются, аплодируют и возносят до небес. Родители, желающие вырастить своего ребенка вундеркиндом, не жалеют на это сил, времени и средств.
Но если взглянуть на эту ситуацию глазами ребенка?!
Быть вундеркиндом не так и приятно.
Во-первых, особо нетерпеливые родители, стремясь получить как можно более «дивидендов» с успехов ребенка, так его перегружают, что у него не остается времени даже на самые простые радости детства. Иногда до физических или душевных недугов недалеко, в этой свистопляске родительских амбиций.
Во-вторых, притязания родителей всё возрастают, и они начинают требовать все больших успехов от ребенка. А если он, не дай Бог, не первый, а второй, приходят в разочарование или ярость.
В-третьих, в своем стремлении развивать ребенка родители часто ориентируются именно на ту составляющую его личности, которая более развита. Эксплуатируя интеллект ребенка, забывают о его физическом или эстетическом развитии.
И наконец, успехи вундеркинда не всегда продолжают реализовываться в юности и зрелости, а исчезновение привычного ореола гениальности может привести к серьезным душевным травмам.
Иногда последствия «испытания славой» страшным бременем ложатся на еще вчера успешного ребенка. Потерянное детство, социальная дезадаптация, комплекс аплодисментов – вот лишь некоторые проблемы, с которыми зачастую сталкиваются такие дети.
Друзья, посмотрите на участников различных шоу-программ типа «Самый умный» и их родителей. Вы видите умненьких мальчиков и девочек, бойко отвечающих на вопросы, ловящих их на лету? А я вижу страх и неуверенность этих детей, боязнь совершить ошибку и разочаровать родителей, отчаяние в случае, если не успел/не ответил/ проиграл. (но может быть это мой опыт)))
Ошибка воспитания в стиле «мой ребенок – вундеркинд» страшна последствиями. Нарушаются социальные взаимосвязи: если я умнее и лучше (ум переносится на всю личность) всех, то мне недостойно и неинтересно общаться с ними; ребенок изолируется (другим-то детям это тоже неприятно слышать и видеть) и самоизолируется от общества сверстников.
Сама личность деформируется: ум перевешивает все другие качества; самооценка нестабильна, то высокая, то низкая; перепады настроения, иногда выраженный депрессивный фон. Им нужна постоянная подпитка в виде внимания, восхищения, оваций. Лишаясь этого в более старшем возрасте, они начинают чувствовать свою никчемность, забываясь в алкоголе или наркотиках, или существуя уже совершенно невзрачной жизнью.
Наверное не этого Вы хотите своему ребенку?
А потому вопрос – как действовать?
Основная мысль, которую мы сегодня развиваем, в том, что главная ценность – это ребенок, а не то количество знаний, которое он имеет. В основу всего воспитания должно быть положено развитие РЕБЕНКА, тех сторон, качеств, способностей, интересов, которые составляют именно его уникальность.
Не надо делать из ребенка чемодан, в котором Вы носите кучу всяких данных и фактов, которые, кстати, Вам совершенно и не нужны. В ходе долгих путешествий по кружкам-студиям-репетиторам ищите не знание, а раскрывайте талант.
Роберт Кийосаки писал: «Самая главная задача родителей – любой ценой сохранить в ребёнке богом данное стремление учиться. Определите природные таланты ваших детей, узнайте, чему им учиться интересно, пусть даже и не в школе».
Станьте самым лучшим Учителем для своего ребенка!
Если же Вы все-таки оцениваете ценность интеллекта превыше всего, то помните ряд простых правил развития ребенка:
• развивайте способности ребенка регулярно, но опираясь на интересы ребенка, а не только нужность занятий;
• в регулярном развитии мозга ребенка не переусердствуйте; помните, что «есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать»; иногда именно в периоды «застоя» и ничегониделания приходят самые сногсшибательные решения и идеи;
• чередуйте умственную деятельность с физическими нагрузками и занятиями творчеством;
• не довольствуйтесь сиюминутным успехом, стройте долговременные планы совместно с ребенком.
Итак, помните, в попытке родителей реализоваться за счет ребенка в конечном счете не выигрывает ни тот, ни другой.
Мир Вашему дому!
Рейтинг самых страшных ошибок воспитания продолжит родительское заблуждение «я самая лучшая мама на свете»:
• каждый родитель – это инструмент воспитания;
• "образ идеальной матери";
• "я знаю, как правильно";
• "я просвещенный (продвинутый) родитель".
До встречи!