Найти в Дзене

Чтобы "Сила Сибири" не стала слабостью России

Сфагновые торфяники и болота в днищах долин, пологих склонов и водоразделов. 2016 г. Фото И.В.Дорофеева. 2012 г.
Сфагновые торфяники и болота в днищах долин, пологих склонов и водоразделов. 2016 г. Фото И.В.Дорофеева. 2012 г.

Строящийся магистральный газопровод "Сила Сибири" - один из самых масштабных газотранспортных проектов в нашей стране. Протяженность трубы - 2158 км, ее диаметр - почти 1,5 метра. Стоимость строительства превышает 1 трлн рублей. Чтобы эти вложения окупились, а не привели к серьезному провалу, потере денег и непоправимому ущербу экологии Восточной Сибири. А ведь такие риски есть, и они очень серьезные. Связаны они с очень сложными свойствами грунтов под газопроводом.

По словам ведущего научного сотрудника Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН Марка Михайловича Шаца, на этапе строительства самым главным для специалистов является получение оперативной информации о состоянии природной среды по трассе газо-транспортной системы, в том числе о реакции ее наиболее динамичных компонентов, в том числе многолетнемерзлых пород, на техногенные воздействия. А этой важнейшей информации как раз недостаточно.

Отсутствие, либо недостаточность отмеченных выше материалов, как правило, приводит к неопределенности при выборе стратегии природопользования, связанной с невозможностью разработки плана конкретных природоохранных и компенсационных мероприятий. Только их полноценная реализация позволяет существенно уменьшить ущерб от освоения.

Трещины оседания и сползания автомобильного полотна в результате активизации термокарстового процесса по повторно-жильным льдам (2015-2017 гг.). А – трещина сползания по полотну реконструированной дороги; Б – трещина сползания по полотну новой дороги; В – трещина сползания по полотну грунтовой дороги вдоль ГТС, участок руч. Катера. Фото С.И.Серикова. 2015 г.
Трещины оседания и сползания автомобильного полотна в результате активизации термокарстового процесса по повторно-жильным льдам (2015-2017 гг.). А – трещина сползания по полотну реконструированной дороги; Б – трещина сползания по полотну новой дороги; В – трещина сползания по полотну грунтовой дороги вдоль ГТС, участок руч. Катера. Фото С.И.Серикова. 2015 г.

Это положение М. Шац подтверждает следующим печальным примером. В середине прошлого века в Поволжье развернулась грандиозная стройка крупнейшего комплекса «Атоммаш» по производству оборудования для атомной отрасли. Некачественные изыскания и проектирование привели к серьезным ошибкам. Не был получен объем материалов об инженерно-геологических свойствах горных пород, достаточный для достоверного прогноза. В результате комплекс разместили на просадочных грунтах. Более того, при проектировании в целях экономии было принято решение о сокращении на несколько метров длины свай в основаниях огромных, протяженностью во многие сотни метров, корпусов. Еще до завершения строительства в результате значительного подъема уровня грунтовых вод, питаемых необычно большим количеством атмосферных осадков, в основаниях многих корпусов произошли недопустимые просадки пород, повлекшие нарушения их устойчивости. Технических решений по исправлению ситуации в то время не было, разработать новые не получилось. Стройку пришлось законсервировать. Таким образом, из-за преступной халатности и недооценки значения инженерно-геологического обеспечения строительства были допущены колоссальные потери бюджетных средств.

Поэтому очень важно не допустить подобных проблем в современной России, в т.ч. при строительстве газопровода "Сила Сибири".

Полный текст статьи читайте в независимом электронном журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ