Найти тему
Holistic Auction

Новый тренд на рыке старых мастеров?

28 июня 2019 года летние торги Schuler Auktionen стали мировой новостной сенсацией. Превышение эстимейта в 1000 раз было зафиксировано в швейцарском аукционном доме, когда картина, выполненная в манере Боттичелли с эстимейтом CHF 5,000-7,000, была продана за CHF 6,400,000 (без учета комиссии покупателя).

«Портрет молодого человека» в манере Сандро Боттичелли (Флоренция, 1445 – Форенция, 1510).
Масло/холст. 53*33,5 см.
«Портрет молодого человека» в манере Сандро Боттичелли (Флоренция, 1445 – Форенция, 1510). Масло/холст. 53*33,5 см.

«Всего было 13 участников по телефону. Присутствующие в зале были ошеломлены и не могли поверить своим ушам. Пока продолжались торги все были спокойны и сосредоточены», – говорит Михаэль Абегг, Генеральный менеджер, Schuler Auktionen.

Финальная ставка была сделана участником «из-за рубежа» и установила рекордную цену с молотка за все время существования аукционного дома, основанного в 1984 году.

На сегодняшний день самая высокая цена на работу Боттичелли была достигнута на торгах Christie’s в 2013 году – “The Rockefeller Madonna” (HA: «Рокфеллеровская Мадонна») была продана за $10,442,500 (учитывая комиссию покупателя). Предыдущий ценовой рекорд на работу авторства Боттичелли был установлен в 2006 году, когда “Madonna and Child, with a pomegranate, in an alcove with roses behind” (HA: «Мадонна с ребенком, c гранатом в беседке на фоне роз») была продана также в Christie’s за £3,816,000 (учитывая комиссию покупателя).

Определенно, предыдущие владельцы в провенансе оказывают серьезное влияние на оценку произведения искусства, как в случае с «Рокфеллеровской Мадонной». Тем не менее, необходимо учитывать и другие ключевые факторы.

«Сохранность, качество, редкость, эстетичность, новизна, провенанс – все эти факторы оказывают влияние на стоимость картины на аукционе», – говорит Алан Винтермут, Главный специалист отдела Старых мастеров, Christie’s.

Кроме вышеперечисленных объективных критериев, определяющих рыночную стоимость картины, индивидуальные предпочтения участников аукциона привносят непредсказуемость в результаты торгов. Проданный в Schuler Auktionen портрет претерпел множество реставраций, которые повлияли на его эстимейт. Финальная ставка говорит о том, что участники торгов увидели под слоями реставрации оригинального Боттичелли.

«Исследовательский отчет прямо свидетельствует, что картина датируется ок. 1500 г., но была сильно изменена в ходе нескольких реставраций. Таким образом, то, что видно на картине, вероятно, не принадлежит кисти Боттичелли. Исходя из этого, наши эксперты установили соответствующий эстимейт. Но после тщательного изучения картины участниками аукциона покупатель решил, что под всеми слоями реставрации еще осталась оригинальная работа Боттичелли», говорит Михаэль Абегг.

Новый тренд или уникальный случай? Поскольку субъективные обстоятельства могут существенно повлиять на результат торгов, любой аукцион лучше рассматривать как отдельно взятый случай в противовес общей рыночной тенденции. При существовании потенциально большого количества до сих пор не атрибутированных картин в похожем состоянии, таких как проданный в Schuler Auktionen портрет, эта сенсационная продажа вряд ли приведет к увеличению спроса на картины старых мастеров или на стоимость работ, атрибутированных Боттичелли или его студии.

«Подобные сенсационные продажи, служащие инфоповодом, довольно сильно привлекают внимание, что неплохо для рынка, особенно жанра старых мастеров. В общем смысле, любое повышенное внимание или запоминающееся открытие может стимулировать дополнительный интерес к жанру, но я считаю, очень сложно доказать, что эта продажа положительно скажется на повышении покупательского спроса. Что же касается влияния данной продажи на стоимость картин Боттичелли и его студии, я не считаю, что этот аспект поддается измерению, но я уверена, это послужит вдохновением на многочисленные поиски по пыльным чердакам с целью следующего большого открытия! Эта продажа в Schuler Auktionen является еще одним подтверждением, что из работ известных художников, выставляемых на торгах, намеренно делают сенсацию, когда акцентируют внимание на особенно яростном соперничестве за лот, и это не отражает рынок искусства в целом», – говорит Меган Коркоран, Представитель по исследованию работ старых мастеров, Art Tactic.

Пример выдающейся продажи на аукционе Christie’s в 2018 году картины «Сальватор Мунди» кисти Леонардо да Винчи показывает, что в итоге она не произвела эффект на рынок картин старых мастеров.

«Несмотря на то, что «Сальватор Мунди» привлек большое внимание публики и стал важным событием в истории аукционов, это единичный объект и шедевр. Таким образом, его нельзя сравнивать с другими работами старых мастеров, выставляемых на аукционах, и нет конкретного способа отследить его эффект на рынок», – утверждает Алан Винтермут.

Индивидуальное предпочтение и эмоция, вызываемая картиной, может кардинально изменить ход торгов. Такие факторы нельзя предусмотреть на этапе оценки, они идут вне рыночных тенденций и не влияют ни на спрос, ни на цены.

Динамика продаж произведений Боттичелли и студии Боттичелли на аукционах Christie's и Sotheby's в период с 2000 по 2019гг. в сравнении с продажей работы неизвестного художника в стиле Боттичелли на торгах Schuler Auktionen 28 июня 2019.
Указана цена с молотка с учетом комиссии покупателя, в долларах США.
Динамика продаж произведений Боттичелли и студии Боттичелли на аукционах Christie's и Sotheby's в период с 2000 по 2019гг. в сравнении с продажей работы неизвестного художника в стиле Боттичелли на торгах Schuler Auktionen 28 июня 2019. Указана цена с молотка с учетом комиссии покупателя, в долларах США.

«Самая высокая цена с молотка на работу Боттичелли и его студии – $9,250,000 в 2013 и $6,000,000 в 2006. Только этим летом на Sotheby’s в Лондоне была продана картина, полностью атрибутированная Боттичелли (что, теоретически, должно быть дороже, чем работа художника и студии) за $3,000,000 (£2,000,000 GBP без учета комиссии покупателя). Опираясь на эти данные, некоторые могут сказать, что $6,000,000 на неизвестную работу – слишком большой риск с небольшим потенциалом, тогда как другие скажут, что учитывая вышеизложенную тенденцию рынка, это может очень хорошо окупиться», – говорит Меган Коркоран.

«Тем не менее, покупка такой картины за столь высокую цену несет, также, спекулятивный риск», – констатирует Михаэль Абегг.

По информации сайта Holistic Auction