Два министерства – культуры и образования разработали проект «Культурный норматив школьника» с целью повышения культурной грамотности школьников. Интересно, как эта идея будет воплощаться в жизнь?
Анонсирован данный проект был ещё в феврале 2019 г. на Российском инвестиционном форуме в Сочи, а вот именно сейчас докатился до «исполнителей снизу», то есть работников культуры и образования. Однако, несколько дней назад с сайта Минкульта данный документ был удалён, что повергло в недоумение руководителей муниципальных учреждений культуры и образования, получивших приказы «сверху» начинать работу в рамках культурного норматива.
Это новшество коснулось пока не всех регионов, а только восьми - Татарстана, Коми, Ставропольского края, Тульской, Ярославской, Пензенской, Саратовской и Новосибирской областей.
Предполагается, что школьники данных регионов будут «культурно развиваться», посещая выставки, концерты, спектакли; смотреть фильмы и читать книги, отмечая свои впечатления в «культурном дневнике».
Остановлюсь подробнее на блоке «Литература».
Само собой, что цель литературного направления –
«привитие любви к чтению, выработка хорошего литературного вкуса на примере лучших образцов классической и современной литературы, определение взаимосвязи литературы с другими видами искусств».
Всего в проекте три составляющих:
1. Культпоход. Включает в себя организованные выезды школьников в учреждения культуры на выставки, обзоры, дни информации, экскурсии в уголки-музеи писателей и проч. Обязательный элемент культпохода – рассказ библиотекаря, сотрудника музея о жизни и творчестве писателей, чтение произведений. Вместе с тем, рекомендован и оптимальный режим данных посещений – 1 раз в месяц.
2. Культурный клуб. Очное общение школьников с представителями культуры – писателями, актёрами, художниками, издателями. Организация литературных клубов, фан-клубов писателей или персонажей и проч. В этом разделе рекомендуемая регулярность встреч – не менее 3 раз в месяц.
3. Цифровая культура. Предполагает возможность удалённого доступа к произведениям искусства в цифровом формате – виртуальные экскурсии, выставки, он-лайн-викторины, посещение сайтов учреждений культуры.
Степень освоения знаний и приобретения культурных компетенций школьники должны отражать в «Культурном дневнике» и сдаче «культурных нормативов». Далее цитирую:
«Первый уровень предусматривает оценивание результатов по итогам посещения школьниками учреждений культуры в рамках первого блока «Культпоход». Контроль осуществляется ответственными педагогическими работниками по результатам заполнения учащимися Культурного дневника. Ученики, прошедшие первый уровень, получают Сертификат участника Всероссийского проекта «Культурный норматив школьника». Второй уровень определяется испытаниями на сдачу культурного норматива. Форма проведения данных испытаний определяется регионами самостоятельно. Участники, успешно выполнившие контрольные задания, награждаются соответствующим Значком отличия межведомственного культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника»: бронзовым, серебряным, золотым».
Кроме всего прочего к разделу «Литература» прилагается внушительный список произведений отечественных и зарубежных авторов, с которыми дети должны познакомиться: для 1 – 4 классов – список из 130 книг, для 5 – классов – 119 книг, для 9 – 11 классов – 60 книг. Подробно на списке не буду останавливаться, отмечу лишь, что обратило на себя внимание отсутствие в нём произведений Лермонтова. В октябре юбилей поэта – 205 лет со дня рождения, казалось бы, чем не повод для «культурного образования» школьников?
Вот такие интересные затеи по окультуриванию подрастающего поколения... Поживём - увидим, как это будет воплощаться в жизнь. У нас, потенциальных исполнителей министерских инициатив – работников муниципальных учреждений культуры и образования, пока вопросов больше, чем ответов. Но начало положено: с октября необходимо обязательно включать в свои планы работы мероприятия в рамках «Культурного норматива» и отчитываться… отчитываться красиво…