20. Мученицы / Martyrs (2008)
Режиссер: Паскаль Ложье
Ужасающий фильм Паскаля Ложье начинается с простого незаконного проникновения в дом, прежде чем принимает острый и отталкивающий поворот в реальном ужастике. Все это передается через то, что для некоторых пошлых может показаться «порно-пыткой». Но у Ложье своя безумная и гротескная манера подачи материала, и за кровавой поверхностью скрывается рассказ о женщине, которая пережила невыразимую словами травму, и которая вынуждена преодолевать воспоминания пережитых актов насилия, подвергая себя еще большему насилию. Фильм «Мученицы» показывает трагическую историю о дружбе и преданности, о жертвах, измученных травмой прошлого. И что более важно, Ложье раскрывает, что эта травма значит в контексте жизни и смерти.
19. Тебе конец / You’re Next (2011)
Режиссер: Адам Вингард
Те, кто писал этот фильм, сплагиатили «Незнакомцев» (The Strangers), но фильм Адама Вингара выделяется благодаря его удивительному чувству юмора. В обеденной сцене Эй Джей Боуэн, Джо Сванберг, Тай Уэст и Эми Саймец (частые коллеги Вингарда) критикуют друг друга во время их неблагополучного воссоединения семьи. И даже не будет шуткой, если сказать, что за таким можно радостно наблюдать часами, потому что чертовски весело смотреть на них. Только, увы, один из убийц фильма приходит и портит такой момент, стреляя из лука в одну голову, хотя потом еще будут другие смешные моменты.
18. Паранормальное явление / Paranormal Activity (2007)
Режиссер: Орен Пели
По данным бюджет «Паранормального явления» составлял лишь 15 000 $; весь фильм был снят всего за одну неделю. В итоге фильм собрал почти 200 млн. $ по всему миру и породил четыре продолжения (и больше). На бумаге «Паранормальное явление» звучит очень скучно: парочка пытается выяснить, нет ли в их новом доме призраков и снимает на камеру происходящее ночью. Почти ничего сверхъестественного или стереотипно страшного на камере не происходит. Есть повторяющиеся куски, где Кэти (Кэти Фезерстон) и Мика (Мика Слот) мирно лежат в постели. Но спящие главные герои являются ключом к успеху фильма. Потому что пока они спят, они полностью уязвимы перед призраками. И нет ничего страшнее, чем полная уязвимость.
17. Незнакомцы / The Strangers (2008)
Режиссер: Брайан Бертино
Если фильмы постоянно задерживают, значит, их не стоит смотреть, но «Незнакомцы», которые вышли в кинотеатрах почти через год после первоначальной даты релиза, оказались исключением. Сюрпризом также был момент, что выручка была равна 52 млн. $ при бюджете в 10 млн. $ во время оживленного летнего сезона. Это почти неслыханно для оригинального фильма ужасов с R-рейтингом, но зрителям было интересно узнать, что случилось с Лив Тайлер, когда убийца в маске молча бродил вокруг дома позади нее.
16. Заклятие / The Conjuring (2013)
Режиссер: Джеймс Ван
Фильмом «Астрал» (Insidious) режиссер Джеймс Ван доказал, что он может создать кинематографический эквивалент жуткой комнаты смеха, объединив сильные, странные страхи в тщательно подобранной машине ужасов. В фильме «Заклятие» он это усовершенствовал. Этот фильм не просто страшный, он отличный. Это фильм о современном доме с привидениями, который напоминает фильмы «Призрак дома на холме» (The Haunting), «Незваные» (The Uninvited) и «Подмена» (The Changeling). Фильм также подчеркивают главные актеры, которыми Ван выбрал Веру Фармигу и Патрика Уилсона. Эти два актера настолько убедительны, что мы действительно верим, что они отправляются исследовать, что шумит по ночам. Они играют Эда и Лоррэйн Уоррен, реальных людей, и мы чувствуем, что эта парочка из фильма ужасов способна выдержать целую серию фильмов. Они безупречные гиды для мира Вана, где царит одержимость демонами, страшные психические видения и злые духи, которые являются здесь обыденными вещами.
15. Бабадук / The Babadook (2014)
Режиссер: Дженнифер Кент
Лучшие жанровые фильмы используют свои ужасы и страхи, чтобы сломать нашу оборону и пощекотать нервишки на инстинктивном уровне. Фильм «Бабадук» повествует о горе, боли и психическом заболевании, и о том, как мы учимся справляться с ними. Фильм о том, как семья пытается исцелиться, и каким трудным может быть этот процесс исцеления. Фильм также о злой детской книге, откуда на свободу вырывается ужасающий монстр, питающийся невинными. Последней жертвой этого существа является скорбящая вдова, которую играет замечательная Эсси Дэвис. Она играет так, что зрители верят в происходящее. Девушка проникается суровой, трудной ролью полностью, и сценарист / режиссер Дженнифер Кент использует это в картине. Это очень страшное кино. И что более важно, этому очень страшному фильму есть, что сказать.
14. 28 дней спустя... / 28 Days Later… (2002)
Режиссер: Дэнни Бойл
Как только слышно слово «зомби», мы сразу расцветаем. Жанр этого ужаса появился в 60-х и 70-х годах вместе с классикой вроде «Ночь живых мертвецов» (Night of the Living Dead) и «Рассвет мертвецов» (Dawn of the Dead) и возродился в 2000-х годах с «Ходячими мертвецами». Но «28 дней спустя...» Дэнни Бойла остается одним из лучших фильмов за последние несколько лет, где раскрывается борьба с ужасной вирусной вспышкой на человеческом уровне. Здесь не показывают фетиш-идею монстров. Проснувшись после комы, обнаружить, что весь ваш город заброшен – это довольно страшно. Но потом приходится бороться с оставшимися зараженными, чтобы выжить. Это еще мучительнее. Бойл воплотил этот страх в небольшом, но эффективном масштабе, не превращая свой фильм в стихийное бедствие в духе конца света, как «Я легенда» и «Война миров Z». Но помимо того, что это зомби-фильм, «28 дней спустя»... это триллер с кровью, адреналином, который остается одним из лучших работ Бойла.
13. Звонок / The Ring (2002)
Режиссер: Гор Вербински
Один из самых страшных опытов в нашей жизни, это посмотреть «Звонок»... на VHS. В кинотеатре, или как сегодня, на цифровом видео, ремейк данной картины от Хидео Накаты тоже является пугающим. Но на VHS он был особенным. В фильме повествуют о видеопленке, которая убивает любого, кто смотрел ее, в течение семи дней. Это преподносит дополнительный уровень ужаса ко всему остальному, в частности, к картине, где Вербински показывает, что именно находится на этой проклятой кассете. И вы понимаете, что вы делаете как раз то самое, чего кино явно велит вам не делать. После фильма вы одним глазом все время будете посматривать на телевизор, просто чтобы убедиться, что ничего из него не выползает.
12. Дом дьявола / The House of the Devil (2009)
Режиссер: Тай Уэст
Напряженная и ностальгическая картина в стиле эры VHS. Фильмы ужасов в те дни раскрывали по большей части всю ярость, но никто не смог сделать это лучше, чем Тай Уэст, чей «Дом дьявола» является шедевром стиля и атмосферы. Знакомый сюжет (няня делает какую-то ошибку, и начинает твориться ужас) — это лишь фундамент, на котором Уэст строит ужасающую атмосферу. Этот фильм вызывает опасность и страх одним кадром, даже когда начинается сладкое время хаоса в третьем акте. В «Доме дьявола» ничего не предвещает, что что-то может пойти не так, так почему кажется, что все как раз так и будет в какой-то момент? Это гениальная работа Уэста. Он знает, что мы знаем фильмы ужасов. Он знает, что мы не можем доверять персонажу Тома Нунена, потому что его играет Том Нунен. Он охотится за нашими знаниями. Он заставляет нас ждать. И это мучительно... и восхитительно.
11. [Репортаж] / [REC] (2007)
Режиссер: Жауме Балагеро и Пако Пласа
Забудьте о римейке 2008 года. Испанский фильм [REC] 2007 года был пиком ужасов псевдодокументалистики. В то время как этот поджанр быстро стал новинкой после «Монстро» (Cloverfield) и «Паранормального явления», фильму [Репортаж] удалось повернуть камеру на персонажа, чтобы раскрыть безумные события, происходящие в жилом комплексе, инфицированном вирусом. В фильме использованы трясущиеся самодельные изображения, чтобы создать чувство тревоги и документального фильма, перемещая зрителя в неизвестность с камерой ночного видения. Происходящее в [Репортаже] действительно страшно, хотя о самой вспышке мало известно, когда начинается вся эта история. Пойманные в ловушку в тесном пространстве, мы никогда не знаем, кто или что прячется в каждой из квартир. И только в финальных сценах фильма мы узнаем, что именно вызвало этот кошмар.
10. Рассвет мертвецов / Dawn of the Dead (2004)
Режиссер: Зак Снайдер
Для фильма, к которому когда-то подписывали петицию, чтобы его не снимали, надо признать, «Рассвет мертвецов» оказался чертовски хорош. На самом деле он остается одним из лучших фильмов от Зака Снайдера, хотя, пожалуй, это потому, что он единственный снятый по сценарию Джеймса Ганна. Мудро сохраняя атмосферу (мрачную) и сюжет (зомби), а также немного классического оригинала Джорджа Ромеро, Снайдер и Ганн сделали невозможное, взявшись за один из шедевров ужасов. Они преподнесли все так, что фильм остается изюминкой жанра зомби. Быстрые зомби уже в начале вламываются в окно, когда Сара Полли была атакована своим (уже зомбированным) ребенком.
9. Месть нерождённому / Inside (2007)
Режиссер: Александр Бустилло и Жюльен Мори
Для одних это «Крепкий орешек», для других это «Один дома», а для нескольких родственных душ это «Новая рождественская сказка». Но в некоторых домах каждый год на Рождество включают «Месть нерождённому», который для Александра Бустилло и Жюльен Мори считается одним из лучших дебютов среди ужасов за последние 20 лет. Можно посмотреть на то, что длительность почти 90 минут, логотип Dimension на верхней части коробки DVD и предположить, что это полное барахло. Но не обольщайтесь: мало кто из современных фильмов ужасов может предложить столько неизвестности, как Бустилло и Мори в «Месть нерожденному». От него зрители забывают дышать, когда на 15 минуте происходит незаконное вторжение в дом. Случайные всплески поразительного насилия (вам еще предстоит выяснить, почему ножницы нарисованы на обложке), может быть, слишком огорчит некоторых, но как только вы узнаете причину происходящего, возможно, события станут для вас оправданными.
8. Кинопроба / Audition (1999)
Режиссер: Такаси Миикэ
Есть целый неофициальный поджанр фильмов, где раскрываются смелые испытания на выносливость среди поклонников расцветающих ужасов, и «Кинопроба» Такаси Миикэ является одним из них. Фильм Миикэ начинается тихой и сказочной драмой, рассказывает историю одинокого японца (Рё Исибаси), который ищет себе примерную жену. По неприличному настоянию своего друга, он проводит серию поддельных кинопроб, чтобы найти свою половинку. Это приводит его к сомнительным отношениям с тихоней Асами (Эйси Сиина). Миикэ акцентирует внимание на потрясающих открытиях о таинственной личной жизни Асами и ее истории несчастных встреч с мужчинами, прежде чем яростно закручивает события в кульминации, которая проверяет волю и своего морально сомнительного героя, и аудитории, жаждущей кровопролития. «Кинопробы» называют картиной женоненавистничества. Это «звание» такое же острое и жгучее, как оружие в руках ужасающего финала.
7. Оно / It Follows (2014)
Режиссер: Дэвид Роберт Митчел
Главный признак великого фильма ужасов: когда чувства тревоги и паранои не покидают вас еще долго после того, как вы покинете кинотеатр. Судя по всему, фильм «Оно», который повествует о преследовании кошмарного видения, передающегося половым путем, как раз этого отлично добивается. Фильм Дэвида Роберта Митчелла не только предоставил нам одну из самых оригинальных сюжетных линий ужасов за последние десятилетия, но и сумел создать удушающую атмосферу бесконечной тревоги. Тревожный дискомфорт фильма не проходил даже после титров, и загадочный сюжет фильма остается под вопросом. Несмотря на страшный мир, созданный Митчеллом, к нему хочется вернуться и для второго просмотра.
6. Зомби по имени Шон / Shaun of the Dead (2004)
Режиссер: Эдгар Райт
Название «Зомби по имени Шон» предполагает, что это зомби-комедия. Но великий фильм Эдгара Райта на самом деле самый смешной фильм про зомби. Это большая разница. Райт и соавтор / актер Саймон Пегг засыпали свой сценарий множеством шуток и ссылок, чтобы любителей ужасов зацепило и они долго смеялись, но смех никогда не притупляет воздействие фильма зомби-апокалипсиса. Жестокая кровь — это очень больно. Милые персонажи встречают насильственную смерть. Нечто мерзкое ползет вверх по вам, как пресмыкающееся зомби. Помимо ужаса и комедии — это рассказ о двух лучших друзья, чей напряженный броманс заканчивается мясорубкой. В фильме «Зомби по имени Шон» разрушающиеся отношения кажутся концом света.
5. Я видел дьявола / I Saw the Devil (2010)
Режиссер: Ким Чжи Ун
«Я видел дьявола» может быть самым страшным фильмом из всех, но он также является одним из самых занимательных. Странно так говорить о фильме, который повествует о психически неуравновешенном секретном агенте, который использует свои специальные навыки, чтобы выследить серийного убийцу, убившего любовь своей жизни, и самым жестоким образом отомстить. Но это правда. За 141 минуту эти эпические игры в кошки-мышки пролетают в мгновение ока. Шестой фильм режиссера Кима Чжи Уна является мрачным шедевром, который никогда не перестанет манить зрителей. События происходят в погранично-фантастической Южной Корее, где трудно пройтись, не наткнувшись на другого убийцу. «Я видел дьявола» показывает, как Ли Бён Хон и Чое Мин Сик постоянно находят новые и изобретательные способы уничтожить жизнь друг друга. Поиски мести персонажа Ли превращают его в чудовище, которое конкурирует с Чоем. Такое преобразование проверит животы и нервы даже самых закаленных поклонников жанра.
4. Спуск / The Descent (2005)
Режиссер: Нил Маршалл
Второй фильм Нила Маршалла — напряженный, развлекающий ужастик... и это прежде, чем появляются монстры. Если наша злосчастная команда спелеологов никогда не встретилась бы с человеком, похожим на летучую мышь (или человекообразной летучей мышью?), которая живет в пещере, где они оказалась в ловушке, фильм все равно был бы одним из лучших ужасов за десять лет. Но такой поворот закрепляет это – данный фильм является одним из немногих ужасов за последние 10 лет, которые можно отнести к разряду «обязательно посмотреть». Черт, американская версия финала преподносит нам удивительное потрясение – и это считается «плохим» концом! Клаустрофобикам не стоит увлекаться; в каждой сцене наши герои оказываются в ловушке (пусть даже на мгновение) в одном из крошечных туннелей, куда они отправляются ради удовольствия. Это уже способно привести клаустрофобов в шок. Добавим лучшее «О, это всего лишь сон», которое больше всего пугает в истории ужасов, и у вас есть все нужное для шедевра для несовершеннолетних.
3. Ведьма из Блэр: Курсовая с того света / The Blair Witch Project (1999)
Режиссер: Даниэль Мирик и Эдуардо Санчес
Любой желающий может сделать фильм-псевдодокументалистику, как свидетельствуют десятки плохих режиссеров, которые создавали подделки «Ведьмы из Блэр» на протяжении последних 15 лет. Но даже если это совершенно новый поджанр, никто пока не сумел продублировать ужас и грубую красоту оригинальной «Ведьмы из Блэр». Режиссеры Даниэль Мирик и Эдуардо Санчес так убедительно подражают стилю реальной документалки (актеры используют свои настоящие имена и снимают сами кино), что они убедили тысячи людей, что это подлинные документальные кадры, снятые парочкой детей из колледжа, которые пытались разузнать правду о городской легенде Мэриленд. Хотя многие зрители на протяжении многих лет жаловались, что финал фильма неудачный или разочаровывающий, это единственный логичный финал. В «реальном» документальном фильме не могло быть ничего сверхъестественного. В отличие от многих убогих фильмов, которые они вдохновили, Мирик и Санчес поставили подлинность превыше эффектного финала.
2. Крик / Scream (1996)
Режиссер: Уэс Крэйвен
Лучшие фильмы ужасов часто ищут способ, как не только охватить традиционные тропы жанра, но и разрушить их по пути. Именно это Уэс Крэйвен сделал в «Крике», подняв классические фильмы про мясников с неожиданным резким поворотом. «Крик» признает недостатки своего жанра, принимает свои критерии и использует их против той аудитории, которая слишком знакома с предсказуемым типом повествования. Метатекстовый фильм Крейвена ласково глумится над зрителями, отражая их самих в персонажах, которые часто сравнивают свою жизнь с кино. «Крик» создал прецедент, и лишь немногие слэшер-фильмы нашли силы, чтобы дотянуться до этого стандарта. Крейвен пересмотрел жанр слэшер и при этом создал окончательный классический ужас.
1. Хижина в лесу / The Cabin in the Woods (2012)
Режиссер: Дрю Годдард
«Хижина в лесу» хочет стать абсолютным фильмом ужасов. И, по крайней мере, в последней четверти века именно таким и является. Начинается все с клише: пятеро подростков, каждый из которых является стереотипом, отправляются в поездку в удаленный домик отдыха, где полно зловещих украшений и есть подвал, полный причудливых безделушек. Затем попадаются выборочные клише; вся предпосылка начинается с двух чиновников (Ричард Дженкинс и Брэдли Уитфорд), работающих на таинственной организации, которая занимается сохранением человечества методом проведения ритуалов по принесению в жертву молодых людей, чтобы успокоить древних, кровожадных богов. А потом все повторяется снова, все клише с новой ноткой ужаса в насильственном, кровавом финале.
Явно не совпадение, что именно два парня тянут за ниточки – так же, как режиссер Дрю Годдард и его соавтор Джосс Уидон придумали «Хижину в лесу». Они не только пугают аудиторию, но попытаются намекнуть на причины, почему зрителям нравится быть напуганными. Самая ужасная часть их гениальной работы данного жанра — это понятие, что конечным злодеем любого фильма ужасов являемся мы, кровожадные зрители, которые приходят в кинотеатр с желанием увидеть пролитую невинную кровь.
Если вы знаете или у вас есть еще какие интересные фильмы на примете пишите в комментариях .