ACID запускает рубрику, в рамках которой будет рассказывать о жанрах современной музыки. И в первом выпуске речь пойдет о UK Garage – направлении, ставшим настоящим феноменом электронной музыки.
Британский гэридж зародился в первой половине 90-х в клубах крупных английских городов, где местные диджеи стали играть американский гараж-хаус, разбавляя его элементами из популярных в Британии и на Ямайке жанров – джангла, рэгги, даба и других. Ритм становился все более ломаным и изобретательным, а бас-партии - более глубокими и извилистыми. Поверх записей часто добавлялись различные грувовые элементы, вроде сирен, криков или обрывков синтезаторов. За вокал отвечали либо специально приглашенные тостинг-МС, которые зачастую зачитывали речитатив в ямайском стиле, либо диджеи вырезали вокальные партии из старых соул или диско композиций.
Новый жанр очень скоро пришелся ко двору в молодежной среде и стал неотъемлемой частью рейв-культуры с ее наркотическими вечеринками. Многие гэридж-тусовки оканчивались полицейскими облавами, также служители правопорядка глушили пиратские радиостанции, на которых игралась гаражная музыка.
Но к концу девяностых трудный период был пройден, и гэридж, подобно многим другим жанрам, начал коммерциализироваться и становиться «попсой». Большую популярность получили такие продюсеры, как MJ Cole или Artful Dodger. Последние вывели на орбиту звезду Крейга Дэвида, создав музыку для его дебютного альбома «Born to Do it». В свою очередь Крейг так же принимал участие в записи треков Artful Dodger.
Вообще на стыке девяностых-нулевых треки в жанре гэридж довольно часто занимали высшие строчки британских и мировых чартов. Можно сказать, что это время – золотая эпоха для жанра. Поспособствовало такому продвижению появление удобоваримого для широкой публики ответвления гэриджа – тустепа. Бочка в таких треках стучала уже не прямо, звучание стало более мелодичным, гармонии – романтичными в духе популярного тогда R’n’B, хотя в тустепе и сохранилась характерная для гэриджа небрежность. Все это вкупе со сладкоголосым вокалом (как правило) сделало тустеп уникальным и «вкусным» жанром.
Однако к середине нулевых гэридж вновь стал уходить в андерграунд. Мелодии стали тяжелее, партии на клавишах все больше стали уступать место бас-дропам. Вместо любви и романтики ведущими темами текстов стали наркотики и разборки на районе. Впрочем, нередки были такие ситуации, когда трек начинался с легкой мелодии, а затем переходил в бескомпромиссную басовую часть. Постепенно так зародились новые, «уличные» жанры – бэйслайн, а также ставшие популярными грайм и дабстеп. Также во второй половине нулевых с подачи Burial популярность приобрело такое направление, как фьюче-гэридж.
В наше время классический гэридж оказался переосмыслен, отреставрирован и доработан. Во многом за новый виток популярности гэриджа нужно сказать спасибо электронному дуэту Disclosure, чьи успешные альбомы Settle и Caracal содержат несколько треков в этом жанре, которые, по сути, задают новый стандарт на звучание гаража и хауса.
Говоря о современном гэридже стоит упомянуть также такие имена, как Conducta и Flava D. Не дремлет и старая школа – недавно, например, Крэйг Дэвид выпустил свой очередной тустеп-сингл «Do you miss me much».
Резюмируя, можно сказать, что гэридж – это довольно интересный электронный жанр, в основе которого лежит ломаный ритм с довольно быстрым темпом (как правило, 130-140 ударов в минуту), игривые басовые линии (это может быть как бас в духе дип-хауса, так и органные басы), рваные синтезаторные звуки, наигрыши на фортепиано или сэмплированные гитары.
В русскоязычном пространстве гэридж не снискал великой популярности, однако эксперименты с этим жанром в разное время проводили многие известные артисты. Например, Алсу («Вчера»), Иван Дорн («Ты всегда в плюсе»), Жанна Фриске («Темные и светлые»). Продюссированием гэриджа занимался и DJ Garage.raver (Валерий Евсиков), известный по работе с Тимати, а главным популяризатором жанра на постсоветском пространстве стоит признать питерского DJ Vaden (Вадим Сотский), не раз становившегося гостем на лондонских радио.
В целом, в наше время гэридж хоть уже и выбыл из числа топовых музыкальных жанров, тем не менее сквозь года сохранил свою притягательность, и, как мы думаем, заслуживает внимания.