Найти тему
ОРУЖИЕ

Как сбить противокорабельную ракету?

После Второй Мировой стал активно развиваться принципиально новый вид оружия — противокорабельная ракета (ПКР). Первые образцы были тяжёлыми, имели небольшую дальность и запускались со специально оборудованного самолёта или другого корабля. Потом появились наземные пусковые, а также возможность пуска ПКР с подводных лодок. Во время локальных конфликтов, несмотря на не слишком частое использование в бою, ПКР доказали свою эффективность. С их распространением, стала актуальной и защита от них.

Первая советская авиационная ПКР КС-1 «Комета» на подвеске бомбардировщика.
Первая советская авиационная ПКР КС-1 «Комета» на подвеске бомбардировщика.

В первой половине XX века утопить большой корабль было очень сложно. Для утопления «Бисмарка» потребовалось много снарядов и торпед, чтобы отправить на дно «Ямато» — много бомб и опять же торпед. Против линкора требовался такой же линкор, или, по крайней мере, линейный крейсер с очень большими пушками. При удаче подкравшаяся подлодка или незамеченная мина также могли сильно повредить или утопить боевой корабль, но шансов на это было немного. Ситуацию коренным образом изменили авианосцы, особенно пока на кораблях не появилось эффективное ПВО. Но и авианосец тоже огромный корабль, который может себе позволить далеко не каждая страна.

Мобильная пусковая ПКР типа NSM.
Мобильная пусковая ПКР типа NSM.

А вот ПКРы в мобильном варианте на колёсном шасси могут появиться буквально на любом побережье. Или же из ближайшей лагуны приплывёт небольшой катер, несущий всего пару ракет. Это оружие могут купить даже небогатые страны. При этом при отсутствии противодействия в цель попадут 80-90% ракет, а не 2-4%, как это было у снарядов. И каждое попадание может стать смертельным даже для большого корабля. Что оставалось делать морским державам? Разумеется, искать средства защиты от этих ракет.

Радар типа AN/SPS-48 на американском авианосце «Теодор Рузвельт».
Радар типа AN/SPS-48 на американском авианосце «Теодор Рузвельт».

Чтобы защищаться от любой угрозы, её в первую очередь надо увидеть. На боевых кораблях ещё во Вторую Мировую устанавливались радары для обнаружения самолётов противника. Теперь их приходилось постоянно усовершенствовать. Ракета заведомо меньше, чем самолёт, особенно если смотреть с передней проекции — ведь в отличие от самолёта атакующая ракета всегда направлена носом на цель. Ракета может лететь ниже, чем самолёт, поскольку её автопилот отслеживает высоту автоматически, а до выхода на рубеж атаки ракете нет нужды маневрировать. Уже одно это существенно повышает требования к корабельным радарам обнаружения и сопровождения воздушных целей.

ПКР «Москит».
ПКР «Москит».

Кроме того, ракеты могут лететь быстрее любого самолёта. Сверхзвуковые ПКР были в годы холодной войны только у СССР, но именно с СССР готовились воевать флоты западных держав. К 1980-м появились ракеты, маневрирующие на конечном участке. Например, ПКР «Москит», у которой к тому же и максимальная скорость почти в три раза больше скорости звука. Другие советские ракеты хоть и были большими, а летели медленнее, зато имели бронированную боевую часть, расположенную спереди по направлению к цели. Даже попавший прямо в ракету снаряд стандартной зенитной малокалиберной пушки «Вулкан-Фаланкс» не остановил бы её.

Оператор комплекса Aegis на боевом посту.
Оператор комплекса Aegis на боевом посту.

Поэтому защита от ПКР стала эшелонированной, то есть многослойной. На самом дальнем рубеже, когда запущенные врагом ПКР только обнаружены, их перехватывают самолёты, вооружённые ракетами класса воздух-воздух. Когда вражеские ракеты приближаются, по ним начинают стрельбу зенитные комплексы большой дальности, на американских крейсерах и эсминцах это комплекс Aegis с ракетами типа SM-2. Прорвавшиеся ракеты поражаются корабельным оружием меньшей дальности — зенитными ракетами, универсальной артиллерией.

Китайский ЗАК «Тип 730» ведёт огонь.
Китайский ЗАК «Тип 730» ведёт огонь.

Последний рубеж обороны — зенитные автоматические комплексы (ЗАК). Это пушки малого калибра (20-30 мм) с вращающимся блоком стволов, по схеме Гатлинга. У них автоматическое радарное наведение и очень высокая скорострельность — 3-5 тыс. выстрелов на один блок стволов. После появления маневрирующих высокоскоростных ракет стали использоваться ЗАК с двумя блоками стволов, что вдвое увеличивало боевую скорострельность. Например, отечественные ЗАК «Дуэт», «Кортик» и итальянский «Мириад».

Отстрел помех российской корабельной установкой ПК-16.
Отстрел помех российской корабельной установкой ПК-16.

Кроме активной защиты от ПКР, используется и пассивная. У современных боевых кораблей ещё на этапе конструирования стараются уменьшить радиолокационную и тепловую заметность. Это существенно снижает шансы на то, что вражеская ракета издалека захватит корабль на сопровождение. Кроме того, в случае ракетной атаки применяют радиолокационные и тепловые помехи. На современных кораблях для этого есть специальные установки, отстреливающие дипольные отражатели (ленты станиолевой фольги) и ложные тепловые цели. Если головка самонаведения вражеской ракеты обманется и наведётся на помеху, то ракета промахнётся по своей цели. Несмотря на всё это, сбить с боевого курса современную ПКР очень сложно.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал Оружие, чтобы первым получать свежие статьи из мира новейший вооружений и военной истории!