Словосочетание "война за веру" сейчас знакомо каждому. Религиозные войны в настоящий момент идут сразу в нескольких точках планеты, самая громкая из которых — местность на границе Сирии и Ирака.
Мы привыкли, что конфликты на почве вероисповедания — неотъемлемая часть нашей истории. Но так было не всегда.
Большая часть летописной истории человечество не воевало ради веры.
Что же изменилось? С какого момента люди сочли, что возможно убивать друг друга не во имя богов, а на том основании, что враг верит в других богов или бога?
Основное отличие "тогда" от "сейчас" происходит из следующего.
Античные государства не имели "государственной" религии. Причиной тому было отсутствие единобожия — совершенно невозможно провозглашать государственную веру в современном ее понимании там, где люди верят сразу во многих богов.
В Египте, Вавилонии, Шумере, Мидии, Греции, Риме были целые пантеоны богов, появившихся либо из локальных верований, либо из обожествления сил природы.
Боги для античного человека были вполне осязаемым явлением, они были всесильными и подобными человеку. Они ели, пили, спали, занимались любовью и рожали детей. Они были достижимы и понятны, просто имели сверхсилы и сверхспособности.
Разные божества одного пантеона и одного народа почитались в разных городах по-разному. Для жителя Афин долгое время Афина была главным и самым почитаемым богом, а для жителя Спарты Арес занимал особое место.
Плюс экспансия одной державы в другую, как правило, порождала синтез пантеонов. Так римские боги слились с греческими подобно тому, как греческая культура влилась в римскую и несказанно обогатила ее.
После завоевания Египта Александром Македонским египетские боги синтезировались с греческим пантеоном. Афину или Гермеса почитали наравне с античными авторами.
Взаимное проникновение, разумеется, не было сугубо добровольным. Но главное и важное отличие было в том, что экономической подоплеки у религиозных войн не было.
А потом мир меняется. Сначала в игру вступают зороастрийцы. Первая монотеистическая религия, со своим культом, клиром и святынями. Культурная скрепа обширного сообщества иранских и кавказских народов, от Армении и Азербайджана до современного Казахстана.
Отличие зороастрийских государств было в том, что воинственностью по религиозному принципу они не отличались. Замкнутая на себе религиозная система.
Христиане, появившимися вторыми, поначалу выступали в роли угнетаемого язычниками меньшинства, но добравшись до власти, влившись в экономику Рима, христиане начинают обратное давление на язычников внутри империи и за ее пределами. Однако, и это давление не было именно религиозными войнами, скорее обычными захватническими.
Картинка сложилась примерно тогда, когда миру явился ислам.
Во-первых, ко времени возникновения ислама у самих христиан начинаются брожения и расколы. Огромные, многочисленные общины объявляются исповедующими еретические учения и уничтожаются.
Во-вторых, это время распада Западного Рима, время Великого переселения народов и время нашествия варваров на античный мир. Общий уровень развития общества резко падает, начинается затяжной кризис, именуемый в истории "Темными веками".
В-третьих, ислам возник, как антитеза многочисленным мелким языческим культам Аравийского полуострова. Тут нет никакой политики — чисто экономика: мусульманская община ломала установившиеся кастовые порядки, обеспечивала взрывной рост богатства у членов общины именно за счет разрешенного завоевания.
Община взимала дополнительный налог с проживающих на ее территории христиан и иудеев, "людей книги". Позднее, после завоевания Персии - и с зороастрийцев.
Но относительно язычников ислам был предельно краток — либо обращение, либо смерть.
Первые войны за веру современного образца родились из противостояния костной, кастовой родоплеменной системе отношений в арабских племенах с новой, динамичной общиной верующих в Пророка.
А далее — христиане, решая свои экономические противоречия, включились в войны за правое дело.
Античному человеку бы подобное неистовство было бы капитальным образом непонятно. Что значит "бог един"? Да как он может успеть всё и сразу? Откуда такая уверенность в том, что бог настолько всемогущ? И зачем нужно умирать именно за этого бога, когда за соседней город есть почитатели другого бога, который не планирует отправлять меня на бойню за свои интересы.
Бытие, как обычно, определило сознание.
Как только общественные отношения усложнились — возникла потребность в духовной "скрепе", которой и стала монотеистическая религия. А как только "скрепленное" общество произвело достаточное количество избыточного продукта и людей — началась экспансия своих культурно-религиозных ценностей "вовне".
Кстати, как думаете, что сегодня исполняет роль "средневековой религии" в деле консолидации общества и направления его мощи на определенную экспансию?
Понравилась заметка?
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, прочитайте старые публикации(этим Вы очень меня поддержите и замотивируете!).
Кроме того, Вы можете почитать:
Три главных фальсификации в истории славян
Почему славяне из язычников стали христианами?
Как на Урале древний город нашли? Часть 1 и Часть 2
Велесова книга: Подлинник или подделка?