Летом 2019 года резко возросло количество мoшeнничеcких звонков клиентам банков. Для гpaбeжа россиян лжесотрудники кредитных организаций используют в том числе подмену номеров, сообщает Центробанк РФ. Операторы говорят, что Банк России знает лишь о капле в море мошенничеств, и ждут единого решения от регулятора. Что происходит и как с этим собирается бороться ЦБ?
Сколько было подмен?
Подмена номеров затронула широкий круг банков. Всплеск подобных звонков подтверждают в «Альфа-банке», «Росбанке», «Открытии».
За лето Банк России направил операторам информацию о более 2,5 тыс. телефонных номеров, с которых звонили банковским клиентам. В ответ операторы в 198 случаях выявили подмену номера банка, пишет «Коммерсант».
Читайте также: 5 методов мошенников, на которые попадаются даже умные люди
При этом речь идет лишь о количестве телефонных номеров, объяснил первый замглавы департамента инфобезопасности ЦБ Артем Сычев. Число жалоб от клиентов может быть значительно больше.
Рост числа звонков с подменой номера продолжился и в сентябре.
Что говорят операторы?
По более чем двум тысячам случаев никаких мер не приняли вовсе, поскольку не нашли «правовых оснований». Операторы порой бездействуют в ответ на сообщения ЦБ о фактах мошенничества, ссылаясь на закон «О связи». В нем не прописаны обязанности принимать меры в подобных ситуациях.
По данным «Мегафона», статистика Центробанка не отражает проблему целиком. Из жалоб Банка России и других банков на 2269 номеров от ЦБ пришла информация лишь о 97 номерах.
В «Билайне» говорят, что ЦБ порой включает в списки для блокировки номера, которые на самом деле сами банки активно используют для исходящих звонков клиентам.
Какое решение предлагает ЦБ?
Единого решения проблемы пока нет. В большинстве случаев мошенники подменяют номер вызывающего абонента без ведома самого абонента, поясняют в «Ростелекоме». То есть бороться надо не при помощи блокировок, а выстраивать общий механизм выявления и блокировки вызовов с подмененными номерами.
В ЦБ обещают начать борьбу по нескольким направлениям. Одно из них - создание актуальной базы телефонных номеров операторов связи. Оператор связи при каждом вызове будет обращаться к базе за аутентификацией номера, а затем - к оператору, за которым числится номер, для подтверждения факта наличия вызова.
Как себя защитить?
Телефонные мошенники используют метод фишинга - выманивают у жертвы конфиденциальные данные, а затем с помощью них похищают деньги. Фишинговые атаки строятся на социальной инженерии: то есть человека заставляют самого раскрыть свои же данные. Например, отдать мошенникам логин и пароль от интернет-банка.
Клиенту поступает телефонный звонок, при этом указан входящий номер кредитной организации. Якобы представитель банка сообщает о попытке несанкционированной операции по карте клиента. Далее при помощи приемов социальной инженерии мошенник выманивает у человека данные карты, после чего происходит хищение денег.
Пока решение проблемы подменных номеров не найдено, клиенты банков должны сохранять бдительность: не называть никому логины, пароли, данные карты и коды из смс.
В противном случае украденные средства вернуть не удастся. Банк при несанкционированном списании средств физлиц обязан возместить клиенту потерю, но лишь в случае, если тот не нарушил правил пользования картой. Если же человек сам назвал секретные данные - он нарушил правила и компенсации не получит.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для канала