Найти тему
PLATFORMA MEDIA

Профилактика налоговых рисков: роль юриста

Как практикующим юристам, так и инхаусам часто приходится взаимодействовать с главным бухгалтером компании при согласовании положений хозяйственных договоров. При этом обе стороны часто недооценивают важность сотрудничества, в результате чего компания сталкивается с существенными налоговыми рискам. Делимся практическими советами, как выстроить эффективные коммуникации и организовать профилактику налоговых рисков.

Мария Семенова, к.э.н., АССА

А это действительно так важно?

Да, действительно, поверьте. Недостаточное и (или) неконструктивное взаимодействие между юристом и главным бухгалтером в процессе согласования условий хозяйственных договоров традиционно приводило и приводит к ряду налоговых рисков: от необходимости излишнего начисления НДС до утраты права на налоговые вычеты в части понесенных расходов.

Однако если раньше такие последствия не были катастрофическими и чаще всего не приводили к существенным налоговым доначислениям, то в последнее время ситуация кардинально изменилась. Налоговые органы стали анализировать экономическую природу хозяйственных операций, не ограничиваясь изучением положений хозяйственных договоров и первичных документов, которыми они оформлены.

Это связано в том числе и с принятием ст. 54.1 НК РФ, согласно которой не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения. Несоответствие юридической формы и экономического содержания может привести к утрате компанией права на все налоговые вычеты в отношении соответствующей хозяйственной операции.

Взаимодействие юриста и главного бухгалтера при согласовании положений договоров с контрагентами - необходимое условие обеспечения соответствия налоговому законодательству. Области налоговых рисков проще выявить и устранить при определении условий договора, чем в случае предъявления претензий налоговым органом. Иначе говоря, лучшие результаты получают те компании, которые вместо «лечения» налоговых рисков занимается их профилактикой.

Итак, как организовать взаимодействие?

Устанавливаем правила игры

В зависимости от внутренней культуры компании взаимодействие между юристом и главным бухгалтером может быть неформальным или строго регламентированным. Однако в любом случае оба специалиста должны понимать области ответственности друг друга и формат взаимодействия.

В частности, «зеленый свет» по налоговым вопросам при заключении договора должен давать главный бухгалтер или налоговый менеджер компании, а в некоторых ситуациях – привлеченный налоговый консультант. Сложность налоговых последствий договора может быть неочевидна для юриста, поэтому договоритесь с главным бухгалтером, что он сам выявляет сложные ситуации и при необходимости инициирует привлечение либо внутреннего специалиста с достаточной квалификацией, либо внешнего налогового консультанта.

Ведение бухгалтерского и налогового учета – цикличный процесс, поэтому в период пиковых загрузок получить обратную связь от коллег может быть непросто. Решением, которое устроит всех, может стать привлечение стороннего налогового консультанта на ревью договоров в периоды пиковой нагрузки главного бухгалтера. Например, можно заранее согласовать аутсорсинг налогового ревью договоров на время подготовки к сдаче годовой финансовой отчетности.

Отдельного внимания заслуживает взаимодействие с главным бухгалтером при составлении договоров между компаниями группы. Несмотря на то, что они очевидно не являются областью повышенного внимания юриста, их нерыночные условия и (или) недостаточная детализация могут привести к существенным налоговым рискам. Наличие надлежащим образом оформленного и действующего внутригруппового договора - основа для определения и обоснования трансфертных цен. Более того, для достижения благоприятных налоговых последствий прописанные на бумаге условия должны реально выполняться или оперативно изменяться сторонами. Учитывая, что для бизнес-подразделений положения внутригрупповых договоров не являются критически важными, договоритесь с главным бухгалтером, что контроль за основными параметрами внутригрупповых договоров является зоной его ответственности.

Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»