В пятницу Международная автомобильная федерация наконец-то определилась с этапами, которые в следующем году войдут в расписание чемпионата мира по ралли.
Опубликованный вариант календаря включает в себя этапы в Кении, Новой Зеландии и Японии. Ради новоприбывшей троицы пришлось — не исключено, что лишь временно — расстаться с Корсикой, Австралией и Испанией.
За несколько дней до решения вопроса по календарю директор FIA по ралли Ив Маттон записал с корреспондентом французской AUTOhebdo интервью, в котором рассказал о системе ротации, о гипотетических кандидатах на включение в расписание и о ряде других аспектов, связанных с будущим чемпионата.
Ив, ранее неоднократно говорилось, что в этом году расписание на следующий сезон станет известно заблаговременно. В частности, нам обещали представить его еще в июне…
Ив Маттон: /обрывает/ …зато мы опережаем свой прошлогодний график! /смеется/ Расписание будет утверждено 4 октября, на следующем Совете FIA. Осталось недолго.
Чем вызвана такая задержка?
Ив Маттон: В июне Совет попросил нас изучить возможность ротации этапов, и это несколько усложнило дело. Обратиться к идее ротации заставляет тот факт, что качественных ралли, гонок, которые отвечают стандартам чемпионата мира, сегодня гораздо больше, чем мест в календаре. И нам стоит подумать над тем, как ввести эти этапы в чемпионат мира.
И как должна работать система ротации? Какие этапы на затронет?
Ив Маттон: Говорить об этом пока слишком рано, но в этой системе заинтересованы — по разным причинам — и организаторы. Определяясь с этапами, мы будем принимать во внимание наличие автомобильного рынка в той или иной стране — как, скажем, в Германии. Кстати, у этого этапа есть и слабые стороны, и одним из оснований для ротации является возможность дать организаторам время на устранение недостатков.
Ротация этапов будет задействована со следующего года?
Ив Маттон: Да.
Означает ли это, что в момент публикации проекта календаря 2020 года мы получим представление о том, какие этапы войдут в расписание сезона-2021?
Ив Маттон: Вы узнаете, какие этапы не вошли в календарь на следующий год, и, скорее всего, вернутся в него в 2021-м. Речь идет по меньшей мере о двух этапах.
Идея ротации этапов была опробована в 2009 и 2010 годах — и успехом не пользовалась. Почему вы считаете, что теперь должно эта концепция должна сработать?
Ив Маттон: Да, в прошлый раз не сработало, но я считаю, что отношение людей к этому вопросу изменилось в лучшую сторону. Многое из того, что было недоступно нам несколько лет назад, доступно теперь. Общество изменилось, и это должно сработать.
Чем еще вы руководствовались, подбирая этапы для календаря?
Ив Маттон: В первую очередь, было важно сохранить в WRC один этап со снежно-ледовым покрытием и как минимум три асфальтовых ралли. Что касается распределения этапов по календарю, то удаленные гонки потребовали особого внимания с точки зрения логистики.
Если же говорить о процессе принятия решений, то я надеюсь, что в будущем Совет FIA получит возможность утверждать расписание уже в марте. Составляя календарь, мы должны помнить о том, что он касается не только промоутера и FIA. Кроме них, существуют еще и организаторы: именно они несут на себе бремя финансирования своих этапов и выбивают разрешения у властей. На всё это требуется время.
В новом календаре появится ралли Сафари, при том, что команды не выражают особого желания туда ехать…
Ив Маттон: Мы пытаемся создать календарь, которому присущи все слагающие WRC, и убеждены, что чемпионат мира обязан иметь этап в Африке. Это большой автомобильный рынок, и сам факт наличия такого этапа может привлечь в серию новых производителей.
К тому же, гонки по разным типам покрытия — это суть ралли, и мы всё поймем уже после первого проведенного этапа в Кении. Сейчас же можно уверенно сказать лишь о том, что эту гонку нельзя будет сравнивать с прежним Сафари.
Сколько у вас потенциальных кандидатов на включение в календарь WRC?
Ив Маттон: Я могу говорить лишь о тех гонках, организаторы которых изъявили такое желание. Скажем, четыре или даже пять стран могли бы примкнуть к чемпионату, но это точно произойдет не в следующем году — даже кандидатской не намечается.
На наш взгляд, сейчас чемпионат мира должен продвигаться в трех направлениях: Китай, Северная Америка и Россия. Чтобы интегрировать эти страны в структуру WRC в ближайшие пять лет — и тем удовлетворить требования производителей и некоторых партнеров чемпионата — и мы, и промоутер должны изменить свой подход. Нужно сделать так, чтобы в этих странах был организован этап чемпионата мира. Следующим шагом может стать Индия.
Как-то многовато этапов выходит. Мы еще укладываемся в 14 ралли за сезон?
Ив Маттон: В настоящее время чемпионат не может содержать в себе больше 14 этапов — присутствующие в серии производители такой объем не потянут. Но наша стратегия предполагает, что в календаре должно быть 16 этапов. Не больше. И если в последующие годы мы дойдем до этой цифры, то это будет восемь гонок в Европе и восемь за её пределами. В любом случае, пока у нас нет решения, которое позволило бы нам увеличить число этапов.
Если вернуться к системе ротации, можно ли предположить, что в дальнейшем ралли Великобритания переберется в Ирландию?
Ив Маттон: Это было бы разумно, коль скоро проводить эту гонку будут те же люди. Есть разница между организатором, которые перебирается в другой регион и способен поддержать прежний уровень мероприятия, и новым этапом, устраиваемым силами местного клуба. От последнего мы, конечно же, потребуем проведения кандидатской гонки.
Какие шаги планируется предпринять для того, чтобы выйти к озвученным вами 16-ти этапам? Стоит ли ожидать радикальных изменений формата вроде сокращения количества дней, в которые проводится ралли?
Ив Маттон: Нет, так мы делать не будем.
На предыдущей встрече Комиссии WRC обсуждался вопрос участия заводских гонщиков в региональных ралли. Расскажите об этом.
Ив Маттон: Да, обсуждался — по инициативе Citroën. Было предложено засчитывать такие ралли в качестве тестов: одно ралли — один тестовый день. Эта концепция была единодушно отклонена.
Я считаю, что пилоты первого приоритета должны иметь возможность выступать там, где им вздумается. Их участие в других гонках — это отличная реклама чемпионата мира по ралли. Мне хорошо известно, какой эффект оказывает участие Тьерри Невилля в ралли Ипр или Себастьена Лёба на каком-нибудь этапе во Франции.
А вот тесты никакого рекламного эффекта для чемпионата не несут. Мы могли бы подумать и о дальнейшем сокращении количества тестовых дней.
Удалось ли добиться прогресса в разработке нового технического регламента?
Ив Маттон: Мы придерживаемся плана. В начале октября будет принято решение по конкретной системе, которая будет использоваться в новых автомобилях WRC. МЫ планируем представить технический регламент в конце сезона, на декабрьском Совете FIA.
Ставь лайк, делай репост — так мне будет понятно, что стараюсь не зря, да и вообще мотивирует.