У этой железной леди американские корни. Ее предки долгие годы «бороздили» улицы городов США, а вот сама она за границей никогда не жила и не работала. «Американкой» была разве что по крови, а по рождению – коренной петербурженкой. Да и не девушка это вовсе. Хоть и имя звучит так по-женски, на самом деле речь о трамвае ЛМ-33. 27 октября этот вагон вновь выйдет на улицы Северной столицы. В нашем материале расскажем о прошлой и настоящей истории этого символа города на Неве.
«Американка» или «петербурженка»?
С точностью можем сказать, историческая прописка у «американки» петербургская. Даже не петербургская, а ленинградская. Создали трамвай в Ленинграде в 1933 году. За основу советские инженеры во главе с Д.И. Кондратьевым взяли иностранную модель вагонов фирмы «Peter Witt».
Чтобы разработать собственные чертежи, специалисты в начале 30-х гг. XX века выезжали в США. Итогом этой поездки и стал трамвай моторный американского типа, а в простонародье – «американка». Среди ленинградцев название закрепилось надолго, а вот свое официальное имя трамвай вскоре сменил. По паспорту стал ЛМ-33 (ленинградский моторный 1933 года разработки).
Трамвайное достижение
Стаж работы в Петербурге у ЛМ-33 насчитывает почти 46 лет. Транспорт перевозил пассажиров до 1979 года. Не остался в стороне он и в блокаду, даже в это трудное время выходил на маршрут. Трамваи этой модели тогда переоборудовали в санитарные и использовали для перевозки раненых.
Столь долго эти машины служили городу благодаря уникальной конструкции. Длина вагонов — 15 метров, а ширина — 2,6 метра. Такие объемные формы для них стали только плюсом. Вместить они могли вдвое больше человек, чем их технические предшественники.
Кстати, изначально, по чертежам, «Американка» была шире на 30 сантиметров. Цифра, казалось бы, незначительная. Вот только из-за таких габаритов в Ленинграде трамваю просто было бы тесно. Для его комфортной поездки пришлось бы перепроектировать некоторые улицы города, переложить 127 километров рельсов и даже построить новый мост через Фонтанку. Стоимость масштабной «переделки» была бы значительной — ее оценили в 15 миллионов рублей. Неудивительно, что инженеры решили посадить трамвай «на диету».
Еще одна новинка трамвайного мира того времени – дверь посередине вагона. Через нее люди заходили внутрь, отплачивали проезд и сразу садились на сидения в салоне. А выходили пассажиры на остановках уже через крайние двери.
Кондуктор взирал на это действо, как смотритель из башни. Он сидел возле среднего входа за деревянной перегородкой высотой около метра. Это не то что бы баррикада, скорее безмолвный помощник для глазомера. Ведь в то время с детей брали плату за проезд не по возрасту, а по росту. Отсюда и фраза «метр с кепкой».
«Американка 2.0»
Современная «Американка» сохранит очарование своего прототипа. Внешний вид сохранят практически полностью. Салон обобьют деревянными панелями, из того же материала выполнят скамейки. Цвет трамвая также оставят аутентичным — вишнево-красным.
Сохранится и гроза модниц — неровный реечный пол. Хотя на каблуках ходить по нему неудобно, зато грязь и вода в ненастную погоду будут стекать в желобки, не пачкая салон.
А вот исторический двигатель оставили в прошлом. Сердце репликара будет как у любого нового трамвая. Подробнее о том, как оборудуют вагон, смотрите на видео ниже.
Будущий маршрут
C 27 октября ЛМ-33 выйдет на «Первый туристический» маршрут. Начинаться он будет от старейшего городского трамвайного парка (сейчас там находится Музей городского электрического транспорта). Далее «Американка» проедет по Среднему проспекту В.О., через Тучков мост, по пр. Добролюбова, по Кронверкскому пр., через Троицкую площадь, Троицкий и Литейные мосты. Всего вагон будет пересекать 6 переправ.
За время путешествия пассажиры смогут полюбоваться Петропавловской крепостью, Дворцовой набережной, Михайловским замком, крейсером «Аврора» и другими красотами Петербурга.
Кажется, фраза «вечная классика» теперь связана не только с литературой, но и с трамваями.