Найти в Дзене
Shmandercheizer

Загадки Брейгеля. Часть 5 (рубрика "Деталь")

В рубрике "Деталь" давно не было гравюр Брейгеля, а в них еще много осталось загадок. Например, в гравюре о смертном грехе сладострастия. Представляем очередной выпуск рубрики "Деталь". №47 Загадки Брейгеля (часть 5)

Продолжим исследование серии гравюр Брейгеля: обратимся к работе под называние «Сладострастие» (Luxuria), что посвящена телесным наслаждениям.

Этот рисунок прежде всего интересен отчетливыми заимствованиями из триптиха Босха «Сад земных наслаждений». Во-первых, в левом углу мы видим фонтан, схожий с тем, что есть у Босха, однако это не столько фонтан вечной жизни и молодости, сколько фонтан похоти. Во-вторых, это образ огромной ягоды (правый угол) – также фигурирующий в центральной части триптиха.

Босх "Сад земных наслаждений"
Босх "Сад земных наслаждений"

Большинство образов с этой гравюры подчеркивают невоздержанность телесных побуждений, излияний и испражнений. Например, в центре женщина целует демона, опьяненная напитком, подносимым другим. Над ними сидит петух, часто обозначавший гордость и похоть, кроме того, в народе само слово «петух» или его производные обозначали мужские гениталии. В правой части совокупляются собаки. В левой мы видим странную процессию с голым человеком. Ведет ее волынщик, что вероятно является либо символом глупости, либо фаллическим символом (в крестьянских сценах фламандской живописи такая трактовка объяснялась не только формой, но и народными шутками об этом инструменте). Процессию сопровождает птица с выводком, скорее всего перепёлка. Как вы уже догадываетесь в средние века она ассоциировалась с любвеобильностью, и тоже имела фаллические коннотации.

Фрагмент гравюры
Фрагмент гравюры

Но, пожалуй, наиболее любопытный символ – это голова оленя с яблоком во рту, проступающая из высохшего дерева. Олень в христианстве – благородный символ, иногда он ассоциировался с победой над злом (топчет змею), иногда с выбором в жизни пути уединения и непорочности. На многих эмблемах олень изображен с крестом между рогами. Однако здесь олень повержен – его шея проткнута, а сам он стал блюдом (яблоко во рту).

Завершают работу как обычно две надписи. Первая: Luxuria enervat vires, effeminat artus («Похоть лишает сил, ослабляет конечности»). Вторая на фламандском повторяет общий смысл: Sÿ is vol onsuuerheden Sÿ breeckt die Crachten / en Sÿ swackt die leden («Разврат грязен и дурно пахнет. Он подламывает мощь человека и ослабляет конечности»).

Анализ предыдущей гравюры Брейгеля можно прочесть здесь: https://zen.yandex.ru/media/shmandercheizer/zagadki-breigelia-chast-4-rubrika-detal-5ce7dcabe68b7800b39c008c

Если интересны анализ культуры и медиа, подписывайтесь на нас в ТГ: https://t.me/concepture