Американская платформа Are.na превратила создание мудбордов и списков в минималистичный ритуал. Площадку сравнивают с большим столом для творческих экспериментов и противопоставляют "казино", в которые превратились популярные соцсети. Разбираемся, как устроена Are.na и как эффективно ее использовать.
Что это
Are.na – это гибрид платформы для мудбордов и системы для файл-менеджмента. Проект основали еще в 2011 году, но пользователи получили к нему доступ только в 2015.
Создатели Are.na хотели построить сервис для сбора визуальных референсов: фотографий, иллюстраций и видео. Предшественником платформы считается сайт для создания закладок del.ic.ous, которым в начале 2000-х пользовались многие дизайнеры и художники. В 2005 del.ic.ous "продался крупной корпорации", перейдя к Yahoo, а в 2017 прекратил существование.
Are.na сразу создавалась как антисоцсеть, в которой не будет лайков, алгоритмов и рекламы, а главное – никакого контроля со стороны технологических гигантов.
"Это пространство для обмена идеями без манипуляции эмоциями в духе Facebook и Twitter", – объясняют создатели в своем манифесте.
Они сравнивают Are.na c большим чистым столом, на котором можно разложить любые объекты для творчества и размышления.
Еще один образ – это уютная библиотека, которая, в отличие от других соцсетей, не имеет ничего общего с казино. Отсюда минималистичный интерфейс и лаконичный дизайн.
Впрочем, в двух словах объяснить, что такое Are.na, сложно. Даже сами основатели не знали, как сформулировать основную идею. Для этого они создали открытый канал "Как бы вы описали Are.na в разговоре на вечеринке?".
"Бездна, только с друзьями", "как интернет в былые времена", "кибернетический Pinterest" и "поставщик концепций" – так объясняют суть пользователи.
В конце 2018 года платформой пользовалось почти 55 тыс. человек, что примерно в 4500 (!) раз меньше, чем у Pinterest.
Are.na – это нишевой продукт, которым, тем не менее, пользуются сотрудники Apple, Google, Tumblr и Dropbox, а также преподаватели и студенты MIT, Йеля, Школы дизайна Парсонс и Института Пратта.
Более того, в 2018 году Are.na получила награду Innovation By Design от журнала Fast Company.
В арт-тусовке Are.na тоже получила признание. Музей Соломона Гуггенхайма организовал цифровую выставку на базе платформы, а Чикагская архитектурная биеннале перенесла каналы с Are.na в свой блог.
Как это работает
"Это Pinterest для нердов", – коротко описывает суть Are.na дизайнер Джон Палмер в треде в Twitter. На Pinterest юзеры создают доски, а на Are.na – каналы. К ним прикрепляют блоки: скриншоты, фото, иллюстрации, видео, тексты и ссылки. Можно создавать метаконтент – каналы в канале.
Механика чем-то напоминает Telegram – здесь тоже нет лайков, зато есть репосты и комментарии.
Еще одно существенное отличие от Pinterest – это отсутствие алгоритмической ленты и рекламы. Are.na не анализирует интересы пользователя и не предлагает ему таргетированный контент.
Все самое интересно нужно искать самому, вручную – через поиск по ключевым словам или через раздел Explore по тегам. Но зато никакого сбора данных и навязчивой "предложки".
С визуальной точки зрения Are.na тоже отличается – здесь меньше красивых картинок "для вдохновения" и больше скриншотов, архивной графики и нишевого контента. Иногда понять концепцию канала сложно, что еще больше затрудняет навигацию.
Are.na часто напоминает чужой рабочий стол – вы заглядываете в папки и пытаетесь разобраться в документах, но не всегда понимаете замысел владельца.
Контент кажется обезличенным, потому что здесь нет ни апдейтов из личной жизни, ни фото из отпуска. Для тех, кому надоел Facebook и Instagram, – это безусловный плюс.
Зачем это нужно
Are.na называют "плейлистом для идей". Платформа действительно отлично подходит для сбора и поиска референсов.
Здесь удобно отрабатывать и исследовать новые концепции. Например, изучить weaponized design или познакомиться с эстетикой factory promo.
Для этих целей можно использовать и Pinterest, но Are.na менее "картинкоцентрична", здесь лучше приживаются ссылки, скриншоты и тексты. К тому же, листая ленту, вы не будете постоянно натыкаться на раздел "Вам также может понравиться", а значит, в теории, сможете работать продуктивнее.
Некоторые используют сервис для создания списков фильмов и книг или размещают портфолио.
Платформа также подходит для коллабораций – как и на Pinterest, здесь можно совместно редактировать папки или разрешить всем зарегистрированным пользователям загружать файлы на канал.
Еще одна функция – создание закрытых каналов с доступом по инвайтам, но эту опцию предлагают только по платной подписке за $45 в год.
Еще одно преимущество – интеграция с Twitter. Если открыть доступ к своему аккаунту, то Are.na найдет в своей базе каналы тех, на кого вы подписаны в Twitter.
И все-таки, несмотря на минимализм и взвешенный подход к контенту, Are.na не решает главную проблему – переизбыток информации.
Пользователю самому приходится отсеивать лишнее и отсматривать сотни папок, чтобы отыскать что-то действительно стоящее и полезное.
Значительная доля контент – это информационный мусор. С одной стороны, вы начинаете понимать, как мыслят дизайнеры и разработчики, но с другой, сталкиваетесь с побочными эффектами: хаосом, чрезмерностью и информационным перенасыщением. Единственный выход – это жесткая фильтрация, но на это обычно ни у кого нет времени.
На кого подписаться
Open Source Design Resources – база бесплатных инструментов для дизайнеров
Yuppie Dystopia – абсурдные проявления позднего капитализма
Let's Get Physical – коллекция красивых материальных объектов
Good Looks – коллекция крутых примеров графического дизайна
Biology and trees – канал для связи с природой
Fictional Interface – коллекция вымышленных интерфейсов
Stoic Electronics – суровая минималистичная электроника
Evan Collins – каналы о нишевых ответвлениях дизайна
Charles Broskoski – каналы основателя Are.na
Pop Songs About Computers/Digital Technology – плейлист с песнями о digital-технологиях
+ Полезный инструмент arena2slides для превращения постов с канала в презентацию.