Найти тему

Главные кандидаты на попадание в реестр фейков

Оглавление

Помогаем Роскомнадзору наполнить список источников недостоверной информации

Роскомнадзор хочет сформировать реестр сайтов, распространяющих фейковую информацию. «Отчизна Эссет Менеджмент» проанализировала, кто туда может попасть.

-2

Как заявил руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, ведомство готово создать открытый список изданий, интернет-сообществ и даже конкретных пользователей, регулярно распространяющих фейки. Сделать это нужно, по его словам, «чтобы средства массовой информации понимали, что имеют дело с лжецами» и не передавали ложные сведения.

Мы тотчас же поспешили приветствовать это начинание, которого вообще недостаёт нашей сильной, разнообразной, поднявшейся с колен отчизне. Тем более что идея создания реестра прозвучала на медиафоруме Общероссийского народного фронта, а Жаров сообщил о ней на форуме Союза журналистов «Вся Россия». То есть вся Россия должна пойти на фронт, чтобы не допустить попадания в медиасреду (и её посредством – в головы граждан нашей сильной, разнообразной, поднявшейся с колен отчизны) всякой выдумщины. Ах, как хорошо!

«Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман»

-3

Мы проанализировали, какие сайты прежде всего можно будет включить в такой реестр. Это, конечно, сайты с художественной литературой. Ведь вся она – фейк, выдумки, выдаваемые за достоверные истории (за исключением разве что биографий и произведений, «основанных на реальных событиях», хотя и там авторы нередко прибегают к сюжетным и смысловым натяжкам). Причём чем талантливее выдумка (то есть, повторимся, фейк) и гениальнее её воплощение, тем сильнее она влияет на читателей. Так что трагичные истории, например, могут оказать крайне негативное воздействие на здоровье и даже жизнь наших граждан. А начитавшись про борьбу против тиранов (мировая литература богата на такие истории), они могут попытаться перенести массовые беспорядки из-под надзора Роскомнадзора на улицы наших городов – под гвалт Росгвардии.

Или, например, как можно разрешить СМИ цитировать сегодня в нашей сильной, разнообразной, поднявшейся с колен отчизне такую недостоверную информацию из художественного произведения, само название которого сразу опознаётся как фейк?

Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.
Николай Гоголь. «Мёртвые души»

Или начитается юноша бледный со взором горящим каких-нибудь «Сирано де Бержераков»:

Нет! Вместо подлости и вместо славы мелкой
Я выбираю в сотый раз
Мой гордый путь под перестрелкой
Взведенных ненавистью глаз!
Эдмон Ростан

– и перестанет выказывать должное почтение законным требованиям представителей незаконной власти… нет, не так: незаконным требованиям представителей законной власти… нет, тоже не так: законным представителям незаконных требований власти… нет, скорее вот так: власть имущим и власть охраняющим!

Конечно, внести все художественные произведения в свой реестр Роскомнадзор не сможет. Во-первых, какой смысл переносить туда картотеку Российской государственной библиотеки, а, во-вторых, он следит прежде всего за СМИ и интернетом. Но сектор электронных книг растёт бурными темпами. Поэтому такие сайты, как litres.ru, books.google.com, ozon.ru, ru.bookmate.com, mybook.ru, – первые кандидаты на включение в реестр (можно добавить и amazon.com, ведь некоторые несознательные россияне умеют читать на иностранных языках).

«Улыбайтесь, господа, улыбайтесь»

-4

Роскомнадзор благоразумно ограничил себя выбором только сайтов. Потому что если бы он решил составить список всех фейковых произведений, туда нужно было бы включать и неоцифрованные книги, о чём мы говорили выше, и, например, диски с неблагонадёжными фильмами. Скажем, как можно терпеть в нашей сильной, разнообразной, поднявшейся с колен отчизне такой диалог из фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхаузен»?

Марта: Я хочу сказать правду.
Баронесса фон Мюнхгаузен: Если человек хочет сказать правду, он имеет на это право. Мне бы хотелось только знать, какую правду вы имеете в виду?
Марта: Правда одна.
Баронесса: Правды вообще не бывает. Да. Правда — это то, что в данный момент считается правдой.

А так – включил в список лживых источников онлайн-кинотеатры и прочие сайты, где размещен этот фильм, – и хорошо.

Вы могли бы подумать, что фильм про Мюнхаузена не подпадает под определение заведомо недостоверной общественно значимой информации, выдаваемой за достоверные сообщения и создающей угрозу жизни или здоровью граждан либо могущей повлечь массовое нарушение общественного порядка (как то сформулировано в законе о фейкньюс, подписанном в марте 2019 года вторым-четвёртым президентом). Однако мы в этом не уверены. Так, фраза «Сначала намечались торжества, потом аресты. Потом решили совместить», на наш взгляд, идеально описывает ситуацию с выборами в Мосгордуму в этом году.

Московские власти сначала намечали торжественное массовое вступление в законодательный орган своих сторонников, в основном из «Единой России» (то есть, простите, самовыдвиженцев, ведь от самой популярной в стране партии, партии власти, в этот раз никто не избирался). Потом каких-то отщепенцев, представивших под 6000 фейковых подписей и недовольных недопуском из-за этого к выборам, стали арестовывать, некоторых – до пяти раз подряд. Затем два процесса совместили. В дополнение к отщепенцам стали арестовывать всяких москвичей, не согласных с таким вариантом реализации прав граждан на свободное волеизъявление и почему-то кричавших на улицах «Это наш город». Параллельно каждые выходные, в которые эти непонятные и непонятливые москвичи хотели провести митинг, требуя честных выборов и прекращения арестов, московские власти проводили различные торжества – от фестиваля шашлыков до парада коммунальной техники, причём обычно именно в том месте и/или в то время, где/когда непонятные и непонятливые москвичи планировали собраться на свой митинг. Такие планы и крики «Это наш город», по версии Следственного комитета, привели к массовым беспорядкам. Кто мог предугадать, что слово из фильма так отзовётся?

Вот и получается, что фильм про создателя фейков Мюнхаузена, который на самом деле «всегда говорит только правду» (ещё один фейк, уже от авторов) актуален не только для позднесоветского застоя, но и для сегодняшнего дня, когда ради интересов правителей и близкой к ним элиты и факты перевираются, и жизни переворачиваются (это мы про фильм, конечно).

«Во времена всеобщей лжи говорить правду – это экстремизм»

-5

Кстати, об онлайн-кинотеатрах. Они, безусловно, тоже важные клиенты Роскомнадзора.

В размещённых в них цифровых произведениях – всех этих сериалах и бесконечных фильмах – какой только недостоверной информации не найдёшь! Ну что может быть более фейковым, чем «Игра престолов»? Да и сериал «Чернобыль» от телеканала HBO, если задуматься... при всем внимании авторов к деталям позднесоветской эпохи... ведь сцены в Припяти снимались-то в Литве! Так что, выходит, и здесь обман, и здесь потребен твёрдый, всевидящий, пронзительный, необратимый, необоримый, непреодолимый, неподкупный, ничего не упускающий, в самую суть проникающий – и при этом кристально чистый и честный взгляд Роскомнадзора.

А для повышения эффективности этого самого надзора в данном случае было бы хорошо ещё привлечь Министерство культуры. (У него точно найдутся разногласия с безалаберными творческими личностями, хотя бы в части активно проводимой им политики патриотизма – ср. высказывания Льва Толстого и Михаила Салтыкова-Щедрина на эту тему в нашем предыдущем отчёте.)

Сомнения в начинании Роскомнадзора у нас возникают только по одному поводу. Приведем пример. В начале марта 2014 года второй-четвёртый президент публично заявил, что российских военных в Крыму нет, а зелёные человечки, которых там видели, могли купить свою форму в военторге. Это заявление было размещено на президентском сайте kremlin.ru, его распространили все государственные СМИ в том числе на своих сайтах. Хорошо, что тогда ещё не было закона о фейковых новостях и реестра Роскомнадзора, иначе эти сайты тоже пришлось бы в него включить: ведь три месяца спустя президент так же публично опроверг эти свои слова, рассказав, как организовывал операцию по присоединению Крыма. Но где гарантия, что таких новостей нет на этих сайтах сейчас и что они не появятся в будущем? У нас возникают большие сомнения в том, что Роскомнадзор, как государственная структура, будет анализировать на предмет фейков сайты государственных СМИ и ведомств нашей сильной, разнообразной, поднявшейся с колен отчизны.

--------------------

ОРИГИНАЛ МАТЕРИАЛА >

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ «ОТЧИЗНЫ» >

Отказ от ответственности (сиречь, disclaimer): Представленные здесь мнения могут не совпадать с любыми другими и не являются офертой или предложением к покупке или продаже каких-либо ценных бумаг, товаров и услуг на любом рынке – финансовом, политическом, чёрном, рекламном, фермерском или рынке выходного дня, как и не являются призывом к какому-либо действию или бездействию.

Все права защищены © 2019