Как известно, Голова Пан-или-Пропал старается и вообще, если что не так – он тут ни при чем. Народ этого, конечно, не понимает и мнит, будто Голова не старается и вообще виноват во всем. Бабушки приходят его костерить, кто моложе, строчат гневные посты в фейсбук, даже мимо пролетающие воробьи и голуби норовят пометить его строгий печальный имидж.
Что и говорить, быть Головой непросто: дел полно, а результаты едва просматриваются. И те никому не по вкусу: то виселицы излишне аутентичны, то брусчатка неубедительна, то тротуары в тартарары проваливаются, то деньги растаяли вместе со снегом. Сплошная неконструктивная критика.
Однако Пан-или-Пропал не унывает. Потому как мнение Народа по нынешним временам яйца выеденного не стоит. Как говорится, встал, отряхнулся и дальше пошел. Там на пути немножко жутко – может, бабушка полоумная встретится с коромыслом и пустыми ведрами, может, гневный градозащитник из кустов выскочит… Но, по счастью, хотя бы шаманы и экзорцисты по улицам не шастают – все уже облегчение. А Народ – хоть и неизбежное, но вполне переносимое зло. И не зло даже, а, скорее, недоразумение.
Но вот есть нечто, что растворено в пространстве, витает в воздухе, и неясно толком, кто его растворил. И вдыхают его судьи – и выносят страшные приговоры. И намазывают его силовики на хлеб – и их тянет куда-нибудь к четырем утра поискать наркотики и американские доллары. И пьют это с водой, коньяком и кофе в высоких вертикальных кабинетах – и небо на землю обрушивается.
Невозможно от этой напасти уйти, невозможно просчитать, куда она в следующий раз обрушится. Остается только надеяться и молиться. И в этом деле как раз Пан-или-Пропал не промах. Он-то давно просек, что новомодные религиозные веянья – от лукавого, и образ Президента в кабинете не вывесил. Ведь многие на Президента молятся, да если оглянуться вокруг, то выйдет, что иные из них уж далече, а которые не далече – те не столь отдаленно…
Дабы противостоять ужасному и неведомому, требуется глубинное, архаичное, издревле себя оправдавшее. Ну, там черепа на заборе, кровью прикормленные идолы, растения силы и прочее. Или вот матушкино благословение – оно и в кармане незаметно, и хлеба много не съест, зато покладистое, безотказное, неутомимое.
Наблюдая восхождение Пан-или-Пропала, его стратегии, кандалы и виселицы, смятенные аналитики охают и хватаются за головы. Вроде выгнали его со скандалом и треском, а он после этого только в гору идет и вертикальным депутатом становится. А кому из избирателей он на фиг сдался? Да приблизительно никому. А потом и в Головы его двигают. Вроде кто же его кандидатуру поддержит? Все влияние его – где-то на минус двадцатом уровне. Да зато у Губернатора Хлеба Трофеевича влияния хоть отбавляй. Только зачем ему Пан-или-Пропал? Да как будто и незачем… И таким замысловатым макаром движет Пан-или-Пропала матушкино благословение прям в заоблачные вертикальные дали… Аналитики плюются и чертыхаются: смысла и логики в этом нет, но карьерные перспективы блестящие.
Нестор Толкин