Настроение крайне лиричное. Хочется писать о возвышенном, грустном, да так, чтоб аж душу насквозь продирало.
Поэтому я напишу о системе образования. Вернее, об одном из ее аспектов.
Безусловно, на эту тему, как и на многие другие, написано такое количество статей, очерков, работ, мыслей и комментариев, что еще одно мнение, вероятнее всего, просто затеряется в сети. Но я, к сожалению, категорически не умею молчать.
Речь идет о возрастном цензе в образовании. Вернее, об абсурдности его существования. Почему-то, у нас принято, что чем старше учитель, тем он лучше. Мол, богатый педагогический опыт, знание, правильное (читай, советское) воспитание и вот это вот всё. И мне кажется, что это ужасно.
Поясню. Я считаю, что ничего в системе образования не сдвинется с места, пока возраст определяет твои компетенции. Специалисты, у которых разрыв с целевой аудиторией больше двух поколений - это плохо. И для специалиста, и для целевой аудитории. Надо понимать, что я ни в коем случае не хочу никого оскорбить. Да и к людям в возрасте я отношусь с глубоким почтением и уважением. Проблема в том, что пожилые педагоги и нынешняя молодежь разговаривают на абсолютно разных языках.
Зачастую, педагог в возрасте оперирует теми понятиями и той ментальностью, которая совершенно не подходит современным детям. Их способы мышления и обработки информации меняются, к сожалению. И то, что даже мое поколение (те кому под-за 30) воспринимали спокойно, они, зачастую, просто не в силах воспринять. Не потому что тупые. А потому что понятийный аппарат другой. И абсолютно другое мировосприятие. Ни хорошее, ни плохое. Просто иное. Но, опять же, к сожалению, большинство пожилых педагогов достаточно консервативны, им сложно менять себя, манеру преподавания и референтные точки сознания. И как результат мы получаем скучающих детей и неудовлетворенных своей работой педагогов.
Я искренне считаю, что нашей системе образования не хватает должности консультанта. Должность для человека, которому уже очень далеко "за". Чтобы он мог спокойно передавать свои знания более молодым педагогам, а те, в свою очередь, доносили эту информацию до обучающихся через призму современного мира. По идее, конечно, этим должны заниматься методисты. Но то количество бумажной волокиты, которое на них лежит... А, впрочем, это тема для отдельной статьи.
В данном ключе есть еще одна проблема. Думаю, она уходит корнями далеко в советское прошлое (а может и еще дальше). И встречается она не только в образовании, хотя в нем значительно чаще. Выше в статье я ее уже называла - это знак равенства между возрастом и компетенцией. Возможно, отчасти это правильно. Чем дольше ты работаешь, тем больше у тебя опыта и тем большее число ты ставишь в графе "возраст". Однако, этот фактор далеко не определяющий. Я знаю достаточное количество педагогов моложе меня, которых я могла бы назвать гораздо более опытными. Просто потому, что они посвящают этому больше времени и сил, а некоторые так вообще наделены природным даром. Однако, системе образования чаще всего плевать на это. И, попадая в нее молодым, тебе придется долго и упорно с пеной у рта доказывать, что ты можешь нести молодежи доброе и светлое, а ум твой работает быстрее, чем у некоторых заслуженных педагогов.
Как говорила одна моя покойная, к сожалению, коллега: "Молодые должны работать с молодыми, а мы должны только помогать". И я с ней согласна.
Хотелось бы, чтобы молодым дали возможность доносить опыт пожилых так, чтобы дети не засыпали от скуки.
Я считаю, что мы должны быть промежуточным звеном между старческой мудростью и детской непосредственностью. А не продираться через всё это с боем.