Екатерина Зеленко с детства мечтала стать летчицей. По окончанию средней школы, она прошла курс подготовки в Воронежском аэроклубе. Катю сильно манила авиационная романтика, поэтому одним аэроклубом дело не ограничилось. Девушка твердо решила летать, успешно поступила и в 1934 году с отличием окончила военную авиационную школу.
Затем служила в 19-ой бомбардировочной авиационной бригаде, расположенной в Харькове. На службе она занималась испытанием самолетов и авиаоборудования, осваивала новую боевую технику. Боевое крещение же получила в годы Зимней войны, в которой СССР противостояла Финляндия. Тогда бомбардировщик, пилотируемый Екатериной Зеленко, был подбит зенитным огнем противника.
Екатерине удалось посадить пылающий самолет на замерзшее озеро, находящееся на территории врага. Финны тут же открыли ружейно-пулеметный огонь по советскому бомбардировщику, однако подойти не рискнули. Экипажу в тот день страшно повезло. Во-первых, их не бросили сопровождающие эскадрилью истребители – они не давали финнам прицельно расстреливать севший самолет, постоянно атакуя врага, при этом сами находясь под плотным огнем противника.
Во вторых, один из возвращающихся уже сбросивших бомбы советских бомбардировщиков, всё также под прикрытием огня наших истребителей, на свой страх и риск, совершил посадку на то же озеро рядом с подбитым самолетом, забрал Екатерину вместе со вторым членом экипажа и вернулся на наши позиции. Можно представить, в какой ярости пребывали финны, глядя на то, как прямо у них под носом провели спасательную операцию советские летчики.
Уже в первые дни Великой Отечественной войны девушка принимала участие в ожесточенных воздушных боях на Юго-Западном фронте. Всего она совершила сорок боевых вылетов, включая ночные. По нанесенному урону гитлеровцам от её действий можно судить уже по одному из вылетов в июле 1941 г, когда эскадрилья бомбардировщиков Су-2, под её командованием, уничтожила механизированную колонну немцев: сожгла сорок пять танков и двадцать машин.
Свой последний вылет советская летчица совершила 12 сентября 1941 года. В тот день Екатерина уже выполнила два разведывательных боевых вылета. Однако, не смотря на то, что во время выполнения второго задания её самолет получил повреждения, она всё же полетела в третий раз. Во время возвращения, её самолет атаковали сразу аж семь истребителей противника. В этом жестоком бою ей удалось сбить один немецкий истребитель и поджечь второй.
После того как у неё закончился боезапас, советская летчица приняла жесткое решение – идти на таран. Без колебаний, полная внутренней решимости, она направила свой самолет прямо на немецкий истребитель. После столкновения покореженный «мессер» с воем устремился к земле, но, к сожалению, за ним падал и самолет Зеленко. Екатерина уничтожила истребитель врага, но при этом погибла сама.
Воздушные тараны не были редкостью во время Великой Отечественной войны, только за первый день боев известно семь таких случаев. Израсходовав боеприпасы, и не видя другого варианта уничтожить врага, мужественные советские летчики, проявляя воинский героизм, прибегали к воздушному тарану как к последнему средству, понимая, что, скорее всего не останутся в живых, но их смерть не будет напрасной. Также поступила и Екатерина Зеленко, защищая нашу Родину, совершив первый и единственный в истории воздушный таран, выполненный женщиной.
Уважаемые читатели, если вам понравилась статья - ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал!
Не стесняйтесь делиться своим мнением о прочитанной статье в комментариях.
Спасибо за внимание!