Найти тему
Игорь Боровков

Погружение к "Титанику"

Оглавление

Это название имеет двоякий смысл, поскольку мы попробуем раздвинуть полог времени, отделяющего нас от далекого апреля 1912 г., погрузиться в те дни. Так же, представив себя в кабине глубоководного аппарата, мы погрузимся к останкам легендарного лайнера, упокоившегося на океанском дне.

Предки «Титаника»

В 80-е гг. XIX в. разгорелось серьезное соперничество стран-гегемонов за господство в области пассажирского пароходного сообщения между Старым и Новым Светом. Погоня за престижной «Голубой лентой Атлантики», инициатором учреждения которой был капитан лайнера «Персия» Джудкинс (рекорд пересечения Атлантики – 9,5 суток), сравнима по накалу с Лунной гонкой между СССР и США. Так, в 1897 г. немецкий лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», развивая скорость в 22,3 узла, пересек Атлантику за неделю. В 1901 г. англичане построили лайнер «Кедрик», который на 8 тыс. тонн превосходил по водоизмещению немецкого конкурента, но… «Голубая лента» продолжала реять у топа мачты лайнера под германским флагом. Только в 1907 г. англичане сумели опередить конкурентов: на океанских волнах закачались роскошные систершипы «Мавритания» и «Лузитания» водоизмещением по 31,9 тыс. тонн. Новые суперлайнеры компании «Кьюнард» (судоходная компания «Cunard Line» - старейшая трансатлантическая компания, первым судном которой был почтовый лайнер «Британия», спущенный на воду в 1840 г.) разгонялись до скорости в 25,4 узла! «Мавритания» в 1910 г. пересекла Атлантику с новым рекордом – 106 часов. Опередив германских конкурентов, английские судоходные компании начали жестокую войну друг с другом. Вызов «Кьюнард лайн» бросила компания «White Star Line».

«Непотопляемые»

Компания «Уайт стар лайн» заказала серию невиданных доселе лайнеров судостроительной компании «Harland and Wolff», которая построила первенец «Олимпик» (46,4 тыс. тонн) уже в 1911 г. «Олимпик» был рассчитан на 2584 пассажира и превосходил кьюнардовских конкурентов по всем статьям: от водоизмещения до комфортабельности. Однако подкачала скорость, поскольку на испытаниях «Олимпик» не мог идти быстрее двадцати двух узлов. Вообще, «Олимпик» с момента рождения приобрел репутацию корабля-неудачника. При спуске на воду лайнер врезался форштевнем в дамбу. В ходе эксплуатации «Олимпик» преследовали столкновения и аварии. Владельцы «Уайт стар лайн» пытались избавиться от лайнера, приносящего одни убытки, но об этом несколько позже.

В конструкцию «Титаника», брата-близнеца «Олимпика», внесли изменения, чтобы новый лайнер разгонялся минимум до 25 узлов. Рекламная кампания, проведенная «Уайт стар лайн» с большой помпой, живописала роскошества «Титаника», его скорость и безопасность. Якобы корпус лайнера, разделенный на 16 герметичных отсеков, обеспечивал пассажирам полную безопасность плавания в океане. Уверовав в то, что колоссальные размеры лайнера сами по себе обеспечат ему непотопляемость, владельцы «Уайт стар лайн» закрыли глаза на очевидные недостатки конструкции «Титаника» и его оборудования спасательными средствами.

На самом деле из 11 палуб (этажей) лайнера полностью водонепроницаемой была лишь нижняя, а плавучесть корпуса обеспечивалась только при затоплении любых двух отсеков (вспомним, что айсберг пропорол днище «Титаника» на протяжении 100 м). Так же «Титаник» благодаря беспечности руководства судоходной компании не был оснащен достаточным количеством спасательных шлюпок (их было всего 16). Уже после гибели лайнера в апреле 1912 г. обнаружились дефекты корпусной стали из которой собирали все корабли этой серии: «Олимпик», «Титаник» и «Британик».

Следует сказать несколько слов и о судьбе лайнера «Британик», который в 1916 г. подорвался на немецкой мине у Аеджана и спустя час затонул. Гибель лайнера, превращенного в госпитальное судно, так же полна загадок. «Британик» строился уже после гибели «Титаника» с учетом ошибок в конструкции предшественника. Лайнер коренным образом перестраивался прямо на стапеле. Несмотря на это «Британик» уходит на дно Средиземного моря после одного точечного повреждения корпуса от взрыва мины. Обратим внимание: тонет всего за час! Хотя «Титаник» с распоротым на 100 м корпусом тонул два часа сорок минут.

Тайны «Титаника»

О гибели «Титаника», забравшего жизни 1517 человек, написаны многочисленные книги и статьи, сняты художественные и документальные фильмы. Кажется, причины трагедии изучены досконально. Повторяться мы не станем, а попробуем рассмотреть самые таинственные факты и версии.

Начнем со знаменитого фантастического романа Моргана Робертсона «Тщетность», вышедшего в свет в 1898 г. Рядовой репортер Робертсон, специализировавшийся на биржевых новостях, в свободное время (чаще всего по ночам) писал фантастические романы о жителях иных миров, битвах с чудовищными ящерами. Трудно сказать, были сочинения Робертсона достойны внимания читателей или нет, но издатели тех лет указывали писателю на дверь. Печатать его странные романы не хотели. Отчаявшись, неудачливый писатель взялся за очередной роман, действие которого на сей раз происходило не на далекой планете, а в холодных водах земной Атлантики, на небывалой величины пассажирском лайнере «Титан». Автор романа подробно описал конструкцию и размеры лайнера, разместил в его шикарных каютах элиту Европы и Соединенных Штатов, которая получила право первой пересечь океан на самом большом и непотопляемом судне. В одну из апрельских ночей «Титан» на полном ходу врезался в айсберг и пошел ко дну, унеся в пучину большую часть пассажиров, которых было около двух тысяч…

Роман со странным названием «Титан» все-таки увидел свет, но особой популярностью не пользовался и о нем вскоре позабыли. Однако в апреле 1912-го имя Моргана Робертсона возникло на первой полосе лондонской «Таймс». Роман «Тщетность» и его малоизвестный автор упоминались сразу после правительственного сообщения о гибели «Титаника» 15 апреля 1912 г. в 350 милях на юг от о. Нью-Фаундленд. Пресса наградила Робертсона мрачными эпитетами: черный гений, оракул, провидец. В Европе и за океаном публика требовала расправы над писателем, в его адрес сыпались угрозы и проклятия со стороны многочисленных вдов и сирот.

В самом деле, роман «Тщетность» содержит слишком много поразительных совпадений с историей гибели «Титаника» (чего стоит только одно практически полное совпадение названия кораблей!). Например, автор романа «угадал» такие характеристики погибшего лайнера: длину (260 м у «Титана» и 269 м у «Титаника»), скорость (25 узлов у обеих лайнеров), водоизмещение (70 тыс. и 66 тыс. тонн соответственно) и т.д. Совпали так же место катастрофы, месяц и внешний облик лайнера.

Далее обратимся к истории с египетской мумией, которую перевозили на «Титанике». На лайнере действительно везли отлично сохранившуюся мумию египетской прорицательницы, жившей при фараоне Аменхотепе IV. Лорд Кэнтервиль вез мумию в деревянном ящике, находившемся не в низах лайнера, а на капитанском мостике! Неужели странное поведение капитана «Титаника» Эдварда Смита, сделавшего все, чтобы лайнер угодил в район изобиловавший плавучими льдами, объясняется воздействием заклинаний египетской прорицательницы? Ее потревоженной душе, наверное, было не по себе от грохочущего машинами судна и ледяного ветра Атлантики…

Теперь вернемся к истории неудачливого «Олимпика». Фактическим владельцем компании «Уайт стар лайн» был глава Манхэттенской финансовой группы Джон Пирпонт Морган, хотя официально компания принадлежала Брюсу Исмею. Морган финансировал создание нефтяной и банковской империй Рокфеллеров, промышленной группы Гарриманов. В 1895 г. Морган спас США от финансового дефолта, откликнувшись на просьбу президента Кливленда и ссудив американскому правительству 60 миллионов долларов. В общем, человек был, говоря сегодняшним языком, сверхолигархом, который имел фактически неограниченную власть в Британии и США.

Лайнер «Олимпик», ставший обузой для компании «Уайт стар лайн», должен был затонуть в одном из рейсов для получения страховки в размере 52 млн. фунтов. Эту версию выдвинули Робин Гардинер и Дан ван дер Ват. По плану Дж. Моргана «Олимпик» надлежало затопить в отдаленном районе северной Атлантики, а пассажиров и экипаж спасло бы «случайное» судно, принадлежащее компании «Уайт стар лайн».

В пользу версии Гардинера и ван дер Вата говорят несколько серьезных фактов. Так, от плавания на «Титанике» в последний момент отказались 55 банкиров, промышленников и дипломатов, в том числе и сам Дж. Морган. Владелец «Титаника» сошел с борта лайнера в Саутгемптоне, прихватив с собой коллекцию произведений искусства стоимостью 2 млн. фунтов. Спустя два дня, 14 апреля 1912 г., Моргана видели в одном из европейских городов в обществе любовницы. Дальше – больше.

Капитан «Титаника» Э. Смит, моряк с сорокалетним стажем, ведет себя по меньшей мере странно. Вечером 14 апреля, накануне катастрофы, у впередсмотрящих матросов и большинства вахтенных были изъяты бинокли. Несмотря на появление плавучих льдов, «Титаник» не снижает полный ход, изменяет курс, уходя на опасные северные румбы, где вероятность встречи с крупными айсбергами резко возрастала…

Когда в 1985-1987 гг. совместная франко-американская экспедиция обследовала затонувший «Титаник», выявились факты косвенно подтверждающие версию преднамеренного затопления лайнера. Глубоководные аппараты сделали 12 тыс. фотографий корпуса лайнера и отдельных предметов лежащих на дне, однако, ни одна из них не подтвердила, что судно действительно является именно «Титаником». Так что вполне возможно, что на дне Атлантики покоится его закамуфлированный систершип «Олимпик». Заметим, что при обследовании гребных винтов погибшего лайнера на ступице одного винта обнаружили маркировку 401, которая соответствовала «Титанику». Но винты могли заменить перед выходом в море – говорят Гардинер и ван дер Ват. Значит, «Титаник» под чужим именем пережил Первую мировую войну и существовал до 1935 г.?

В поисках «Титаника»

Роковая точка координат места гибели «Титаника» была известна по радиограммам с терпящего бедствие лайнера: 410 46′ N и 500 14′ W. Прошли десятилетия и исследователи начали предпринимать попытки отыскать лайнер при помощи глубоководной техники. «Титаник» затонул на глубине 3777 м, которая создавала серьезные препятствия для поисков.

Летом 1953 г. английская фирма «Райсдон Бизлей» предприняла первую и неудачную попытку отыскать «Титаник». В 1955 г. вышла в свет книга Вальтера Лорда «Ночь памяти», посвященная гибели «Титаника». Спустя три года по мотивам этой нашумевшей книги был снят фильм. Книга и фильм всколыхнули волну интереса к трагедии апреля 1912 г. Англичанин Дуглас Вулли разрабатывает план экспедиции по поиску и подъему (!) «Титаника», однако, денег на экспедицию он не нашел.

В мае 1978 г. кинокомпании «Уолт Дисней» и «Нэшнл джеогрэфик» запланировали снять документальный фильм о «Титанике». Предполагалось, что к погибшему лайнеру погрузится глубоководный обитаемый аппарат «Алюминаут», который успешно использовался при поиске и подъеме американской водородной бомбы у берегов Испании близ Паломареса в 1966-м. Однако поиски оказались неудачными.

14 июля 1980 г. на поиски «Титаника» отправилось судно «Фэй», оборудованное глубоководным буксируемым локатором бокового обзора «Си Марк». Экспедиция, организованная Майклом Харрисом и нефтяным магнатом Джеком Гриммом, безуспешно бороздила Атлантику в предполагаемом месте гибели лайнера. «Титаник» они не нашли. Джек Гримм вернулся к поискам в 1981-м и продолжил их в 1983 г. Лишь однажды, в июле 1983 г., при фотосъемке океанского дна в районе гибели «Титаника» в кадр попала лопасть гребного винта. Но гидролокатор и магнитометр не отметили присутствия на дне крупных масс метала, что говорило бы об обнаружении лайнера.

В августе-сентябре 1985 г. поиск «Титаника» осуществляла совместная франко-американская экспедиция, располагавшая судами «Ле Сюруа» и «Ноор». Экспедиция обратилась за помощью к ВМС США. Американцы предоставили гидроакустическую навигационную систему Бентос с донными маяками-ответчиками (рабочая глубина 9 тыс. м, дальность действия 13 км).

Необитаемый подводный аппарат «САР», идущий на буксире судна «Ле Сюруа», зафиксировал на дне некий крупный объект. Судно «Ноор» вывело на объект два буксируемых аппарата «Арго» и «Ангус». На шестнадцатый день поиска, 1 сентября 1985 г., аппарат «Арго» отыскал в донном иле сначала паровой котел, лежащий среди груды чемоданов, ящиков и кусков угля. Спустя несколько минут прожекторы выхватили из мрака глубины борт огромного судна. Очертания корпуса и надстроек не оставляли сомнений – это был «Титаник»!

В 1986 г. экспедицию к «Титанику» возглавил Роберт Баллард. На глубоководном обитаемом аппарате «Элвин» Р. Баллард погрузился к лайнеру и направил внутрь корпуса дистанционный аппарат «Ясон», оснащенный фонарем и видеокамерой. Именно в 1986 г. обнаружилось, что корма «Титаника» оторвана от корпуса. Теперь были точно известны координаты погибшего лайнера: 440 20′ N и 570 20′ W.

Однако подлинным триумфом исследователей стала серия погружений к «Титанику» российских глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» (построены в 1987 г.). «Миры» могут погружаться на глубину до 6 тыс. метров. Российские глубоководные аппараты, носителем которых было судно «Мстислав Келдыш», осуществляло погружения к затонувшему лайнеру на протяжении 1995 – 2000 гг. Так, в 1995 – 1998 гг. экспедиции под руководством Р. Балларда погружались к «Титанику» двенадцать раз. Только в одном 2000 г. «Миры» были на «Титанике» шесть раз!

Заканчивая разговор о трагической истории «Титаника» и его поисках, хочется обратиться к важной для автора этих строк проблеме. Многочисленные экспедиции к погибшему судну, извлечение из его чрева вещей, предметов декора вызывают вопрос об этичности таких действий. Можно погрузиться к судну, исследовать его, но тревожить покой останков корабля, превратившегося в склеп нельзя. Тем более выставлять на аукцион вещи людей и посуду с «Титаника»…