Найти в Дзене
Жанна

6 октября из Дневников Л. Толстого

Оглавление

1852

Былъ на ученьи по своей охоте, и Ник[олинька] до обеда. После обеда читалъ, ходилъ за ф[азанами] и опять читалъ. Писать не принимаюсь серьезно. Нетъ уверенности. —

1853

4, 5, 6. Пришла мысль о переводе. Писалъ письма и докладную записку. Провожалъ В[алерьяна] и М[ашу] и вчера ночевалъ съ девкой. Ужасно грустно! Постараюсь завтра прогнать эту грусть деятельностью. —

1856

Ездилъ на охоту, на соединенiе съ Офросимовымъ, но не засталъ его и, возвращаясь назадъ изъ Соловы, затравилъ 4-хъ. Написалъ ответы Некрасову и Панаеву. Валерьянъ проехалъ вчера.

1857

Съ утра садилъ деревья и целый день. Вечеромъ кое что переправилъ. И обдумалъ окончательную отделку Погибшаго. Опять ходилъ съ пересохшимъ ртомъ по пр[оспекту].

1863

Всё это прошло и всё неправда. Я ею счастлив: но я собой недоволен страшно. Я качусь, качусь под гору смерти и едва чувствую в себе силы остановиться. А я не хочу смерти, а хочу и люблю бессмертие. Выбирать незачем. Выбор давно сделан. Литература — искусство, педагогика и семья. Непоследовательность, робость, лень, слабость, вот мои враги. —

1865

Встал нездоровый — столетний. — День прекрасный. Дьяков и Таня. — Сплетня о Ив[ане] Ив[ановиче]. Объяснение с ним неловкое.

1889

Я. П. Утром писал новый вариант К[рейцеровой] С[онаты]. Не дурно, но лениво. Делаю для людей и пот[ому] так трудно. Потом рубил и пилил с Рахм[ановым] и Данил[ой]. С[оня] в дурн[ом] д[ухе]. Я держал[ся] так, что в душе уничтожал досаду; но, как ни старался, не успевал заменять ее искренней жалостью. Вечер шил сапоги. М[аша] как будто чувствует присутствие возможн[ого] мущины Р[ахманова] и неестественно-кокетлива. Может б[ыть] ошибаюсь. Лег поздно. Живот сверлит.

1890

Я. П. — Проснулся рано и радостно думать о необходимости написать всю трезвую правду о том, что считается верой, о том безумии, к[оторое] признается и повторяется: искупление, творение, таинств[а], церковь и т. п. — Очень ясно представляется, но нет формы. Разумеется, художественная] сильнее бы всего. — Читал Revue, хотел писать — не мог. Понемногу лучше. —

Думал: 1) Хр[истос], в противность древним религиям внешнего закона, к[оторый] никогда (хоть бы суб[бота]) не мог быть исполнен, дал образец совершенный, и приближение к нему, всегда возможное (в каком бы человек ни был положении), поставил целью.

2) Вера Христова вся в деле, а не в исповедании — исповедание делом.

3) Вред безумного церковного учения в том, что оно подрывает веру в разум. Если возможна Троица, то всё возможно.

4) Вещи, украшения гостиных, мешают детям, а дети вещам. Война между ними, и победа всегда на стороне вещей. —

Теперь 10 часов, пойду ужинать и спать.

1900

Я. П. Е. б. ж.

1902

Ясн. Пол. Вчера началъ поправлять и продолжать Фальш[ивый] купонъ. Все пишу къ духовенству. Слабее, чемъ я ожидалъ. Былъ Горькiй и Пятниц[кiй]. — Эпиктетъ говоритъ: укрепляй въ себе довольство своею судьбой. Съ этимъ все победишь.

1903

Я. П. Здоровье немного разладилось, и все таже вялость и бедность мыслей. Все пишу предисловiе къ Кросби. Записано только следующее:

1) Все наши представленiя, знанiя слагаются изъ двухъ элементовъ: изъ даннаго чувствами впечатленiя и изъ того, чего мы ожидаемъ и какъ объясняемъ себе впечатленiе.

2) Жить, действовать только для удовлетворенiя сейчаснаго своего желанiя, безъ соображенiя о другихъ существахъ и будущемъ времени, безнравственно. Чемъ поступокъ обусловленъ отношенiями съ большимъ количествомъ существъ и поставле[нъ] въ зависимости отъ более отдаленна[го] времени, темъ онъ нравственнее. Совершенно нравствененъ поступокъ только тогда, когда онъ объусловленъ отношенiемъ ко всему и къ безконечно[му] времени или независимъ отъ времени, когда онъ совершается во имя Бога.

1905

Я. П.

Продолжаю быть здоровъ, но работалъ за это время мало. Кончилъ К[онецъ] Век[а] и читалъ съ отметка[ми] Александра I. Ужъ очень слабое и путанное существо. Не знаю, возьмусь ли за работу о немъ. —

Не помню, есть ли что записать. Одно, что есть: о значенiи старости, запишу отдельно, какъ предисловiе къ 3[еленой] П[алочке], или ученiю о томъ, какъ жить и какъ воспитывать детей.

1910

Всталъ бодрее, не оч[ень] слабъ, гулялъ. Кое что записалъ. Саша перепишетъ. Сейчасъ записать.

1) Гуляя, особенно ясно, живо чувствовалъ жизнь телятъ, овецъ, кротовъ, деревьевъ, — каждое, кое какъ укоренившееся делаетъ свое дело — выпустило за лето побегъ; семячко — елки, желудь превратились въ дерев[о], въ дубокъ, и растутъ, и будутъ столетни[ми], и отъ нихъ новыя, и также овцы, кроты, люди. И происходило это безконечное количество летъ, и будетъ происходить такое же безконечное время, и происходитъ и въ Африк[е], и въ Инд[iи], и въ Австралiи, и на каждомъ кусочке земного шара. А и шаровъ то такихъ тысячи, милiоны. И вотъ когда ясно поймешь это, какъ смешны разговоры о величiи чего нибудь человеческаго или даже самого человека. Изъ техъ существъ, к[отор]ыхъ мы знаемъ, да — человекъ выше другихъ, но какъ внизъ отъ человека — безконечно низшихъ существъ, к[оторыхъ] мы отчасти знаемъ, такъ и вверхъ должна быть безконечно[сть] высшихъ существъ, к[оторыхъ] мы не знаемъ п[отому], ч[то] не можемъ знать. И тутъ то при такомъ положенiи человека говорить о какомъ нибудь величiи въ немъ — смешно. Одно, что можно желать отъ себя, какъ отъ человека, это только то, чтобы не делать глупостей. Да, только это.

1) [а] Богъ дышетъ нами и блаженъ. Мы ищемъ блага, т. е. хотимъ ли этого, или не хотимъ ищемъ Бога. Если мы ищемъ блага себе (телесн[ое] — личность), мы не находимъ его, но невольно примеромъ, последствiями служимъ благу другихъ людей (борьба, техническ[iя] усовершентвованiя, научныя, религiоз[ныя] заблужде[нiя]). Если же мы сознаемъ себя Богомъ, ища блага всехъ (любовь), то находимъ благо свое. Если ищемъ Бога — находимъ благо, если ищемъ истинное благо — находимъ Бога, Да, любовь есть последствiе блага. Первое не любовь, а благо. Вернее сказать, что Богъ это благо, чемъ то, ч[то] Б[огъ] есть любовь.

2) Человекъ сознаетъ свою жизнь, какъ нечто такое, что всегда есть и всегда было и даже не всегда, п[отому] ч[то] «всегда» указываетъ на время, а что есть и есть, и одно только и есть. Тело мое дано изъ утробы матери, но я совсемъ другой я есмь.

3) Самый обыкновенный упрекъ людямъ, высказывающимъ свои убежденiя, ч[то] они живутъ несогласно съ ними и, ч[то] поэтому убежденiя ихъ неискренни. А если подумать серьезно, то поймешь совершенно обратное. Разве умный человекъ, высказывающiй убежденiя, съ к[оторыми] жизнь его не согласуется, можетъ не видеть этого несогласiя? Если же онъ все таки высказываетъ убежденiя, несогласныя съ его жизнью, то это показываетъ только то, чтò онъ такъ искрененъ, что не можетъ не высказать то, чтò обличаетъ его слабость и не делаетъ того, ч[то] делаетъ большинство — не подгоняетъ свои убежденiя подъ свою слабость.