Найти тему
Вести (Vesti.ua)

Отопительный сезон в развале. Как Ахметов и Коломойский делят рынок и причем тут Курченко

Несмотря на то, что в Украину активно прибывают корабли с углем из Колумбии, США и ЮАР, украинские ТЭЦ продолжают питаться, в основном, российским топливом. Это становится причиной блокад со стороны активистов, которые тоже имеют свой гешефт от конкурирующих игроков на угольном рынке. С каждым днем ситуация становится все более запутанной.

“Вести” узнали, как очередной конфликт влиятельных олигархов повлияет на начало отопительного сезона, кто стоит за блокадой и изменятся ли тарифы из-за энергетический войн.

Блокада с пользой для России

1 сентября в Сосновке, Львовской области, “активисты” заблокировали более 100 вагонов с российским углем. Участников блокады возглавил экс-нардеп Семен Семенченко, который в 2016 году уже блокировал составы из ОРДЛО. 21 сентября протестующих в Сосновке разогнала полиция и открыла на них дело за блокирование транспортных коммуникаций.

Эксперт в сфере энергетики Дмитрий Марунич в комментарии “Вестям” рассказал, что блокада может быть связана с действиями Игоря Коломойского. Якобы он развязал полномасштабную энергетическую войну против Рината Ахметова и подобные блокады могут начаться и в других регионах.

“В одном месте их разогнали, пока от них провокаций нет, но это не значит, что они не сделают это через какое-то время. Явно то, что они не просто так стоят, а они преследуют чьи-то интересы. По моему мнению, очень похоже, что интересы господина Коломойского. Если это все правда и это Коломойский, то эта история не закончится и будет продолжаться. Пока поводов для паники нет, но если вся эта история продолжится с блокадами, и не будет прорвана блокада угля зимой, то будут существенные риски. Пока это конфликт Коломойского с Ахметовым, но других энергоносителей это не касается”, - говорит Марунич.

Народный депутат от “Слуги народа” Андрей Герус, представитель президента в Кабмине, также посетил Сосновку, где происходила блокада. При этом ничего патриотического в действиях “активистов” Семенченко он не увидел.

“Всего на сегодня пять из 15 атомных блоков электростанций находятся в нерабочем состоянии. Компенсировать это нужно углем. В октябре у нас на ремонт останавливается еще один блок - №1 Хмельницкой АЭС. Именно его должны было заменить Центрэнерго, поэтому критически необходимы дополнительные объемы угля. Российская компания-владелец вагонов уже насчитывает украинской компании штрафы за несвоевременный возврат вагонов. На сегодня это 5 млн грн, а каждый новый день это дополнительно 1 млн грн до штрафа. 20% из этого, как налог на прибыль, пойдет в госбюджет РФ. Немного странная борьба с агрессором”, - сказал Герус.

Политолог Руслан Бортник уверен, что такие блокады могут продолжиться в будущем. Дело в том, что их основная цель - политическая, а нынешние реалии украинской энергетики позволяют проводить блокаду по любому удобному поводу.

“Это борьба Коломойского с Ахметовым за перераспределения контроля над энергетическими потоками. Сейчас другие компании приходят на контроль угольного потока и для этого используют политические инструменты. Это напоминает блокаду Донбасса, там участвовали те же игроки”, - уверен Бортник.

Учитывая, какое влияние с приходом Владимира Зеленского получил Игорь Коломойский, он вряд ли на этом остановится. Тем более вопросы энергетики он обсуждает с президентом лично, не записывая беседы на аудио.

За войну олигархов ответит бизнес

До начала отопительного сезона осталось меньше трех недель. Для теплогенерации, а также производства электроэнергии компании накапливают уголь.

На данный момент запасы угля меньше, нежели в прошлом сезоне. Дефицит попытаются преодолеть постепенно, на протяжение зимы.

Дмитрий Марунич надеется, что в украинские порты и предприятия будет совершаться регулярный подвоз. Иначе некоторые населенные пункты могут остаться без топлива.

“Так называемые “патриоты и Семенченко” блокируют поставки угля на западе Украины, при этом сейчас на 35% запасов меньше, нежели в прошлом году. Не хватает около миллиона тонн угля. Если такими темпами сейчас будут подвозить уголь и не сорвутся поставки зимой, то ситуация - не совсем плохая. Она сложная, но контролируемая. Главное - обеспечить стабильный подвоз угля на протяжение всей зимы”, - говорит Марунич.

Эксперт в сфере энергетики Александр Трохимец не исключает, что в некоторых регионах действительно могут возникнуть проблемы. Увеличение расходов, учитывая отношения Украины с МВФ, также может повлечь пересмотр тарифов.

“Угля может банально не хватить для прохождения отопительного сезона. Тарифы практически все регулируются Национальной комиссией, потому им принимать решение, что делать, если расходы вырастут”, - сказал Трохимец.

Энергетической ситуации в Украине мешают не только межусобные войны олигархов, но и аварии и ремонты на АЭС. Из-за этого приходится тратить больше угля на электрогенерацию. Разумеется, это дополнительные потери для бюджета, которые нужно будет как-то возмещать.

Логично, что возрастет себестоимость производства энергии. Правда, коснется это промышленности и бизнеса, население пока что это не затронет.

По словам Марунича, эта ситуация может отобразиться на отдельных предприятиях, которые могут уйти в убыток. Население, из-за фиксации тарифа, отделается легким испугом.

“Сейчас ситуация обстоит таким образом, что тарифа уже нет, есть биржа, на которой продается электроэнергия и задача компании, производителя, купить уголь по такой цене, чтобы можно потом на бирже эту электроэнергию продать с прибылью. Любые проблемные моменты, истерики, они могут влиять в целом на стабильность работы теплогенерации. Но поскольку тариф зафиксирован правительственным постановлением в виде биржи, то тариф не может вырасти больше чем на 1,62 грн. В этом контексте вся это история с антрацитом показала, что дорогой уголь завезенный из-за границы, дороже чем Роттердам+. Например Славянская ТЕЦ, работающая на антраците, если снизит ценовое ограничение, то она просто не сможет продавать электрическую энергию себе с прибылью”, - сказал Марунич.

Украина покупает у России свой уголь

В порт Южный не так давно прибыло пять балкеров с углем из Колумбии. После разгрузки уголь отправится на теплоэлектростанции ДТЭК. Компания также закупает уголь в США и Южной Африке. Между тем, лидером по поставкам “черного золота” в Украину остается Россия.

“Из РФ уголь поставляется в больших объемах, около 70%. Из Казахстана и Беларуси идут какие-то поставки, но понятно, что это уголь из РФ. Из Колумбии идет уголь, США и, возможно, ЮАР, но все это составляет небольшую долю”, - констатировал Марунич.

На данный момент украинские предприятия вряд ли обойдутся без российского угля. Запасов не так много, и это понимают на государственном уровне.

Андрей Герус заявил, что некоторый украинский уголь теплоэнерго просто не принимают. Его необходимо смешивать с более качественным топливом, ввезенным из России.

“Нам нужен уголь по всем направлениям, откуда он только может ехать. Этот российский уголь не является конкурентным нашему, им разбавляется наш, чтобы усреднить золу, снизить себестоимость, сделать товарный концентрат и отправить на ТЭС. Именно поэтому эти российские вагоны стояли не где-то на электростанции, а в Сосновке у Червоноградской обогатительной фабрики. Правительством сейчас разрабатывается план финансирования украинской государственной угольной отрасли. Можно обсуждать создание совместной комиссии для контроля использования этих средств. Можно осуществлять контроль, российский уголь используется только для смешивания с украинским”, - сказал Герус.

Далеко не факт, что купленный Украиной уголь добывают на территории России. Чешские журналисты узнали, что уголь из оккупированного Донбасса, благодаря мошенническим схемам, продается по всему миру. Его маркирует, в том числе, и как российский.

Расследователи узнали, что уголь с Донбасса продают мошенническим путем при помощи фирм бежавшего в Россию бизнесмена Александра Курченко. Российские компании, торгующие углем, завязаны, как правило, на Александре Курченко. Таким образом Украина покупает свой же уголь, принося сверхприбыль схемам мошенников.