Этот вопрос беспокоит абсолютное большинство родителей, которые сталкиваются с опытом общения с психологом впервые. Ответ наверняка удивит: да, это нормально и да, это может стать серьезным ударом для ребенка. Просто здесь очень многое зависит от людей и обстоятельств. О людях и обстоятельствах, влияющих на исход событий, и пойдет речь в данной статье.
Оказывается, теперь есть возможность разработки мобильного приложения для ваших клиентов бесплатно. Если вы руководите учебным центром, кружком, секцией, ВУЗом, языковой школой, то это предложение идеально для вас. Подробнее.
А здесь мы собрали интересные промокоды для вас. Обычно они актуальные :)
Ребенок появляется в кабинете детского психолога по двум причинам:
- так решили родители (по совету других либо со собственной инициативе);
- штатный психолог сада\школы проводит плановое обследование, проверяет психологическую готовность детей к школе.
И в том, и в другом случае ребенок попадает в весьма нестандартную для него ситуацию. Его состояние и поведение в такой обстановке зависит от ряда обстоятельств:
Возраст
С дошкольниками психологи работают исключительно в игровой форме, в основном общаясь с родителями. Поэтому для ребенка это может стать приятным опытом. Мой сын после первого визита в психологический кабинет долго просил меня еще сходить “к той тете, у которой много интересных игрушек и даже есть железная дорога”. Для школьника ситуация, конечно, будет совсем другой. Особенно тяжело работать с подростками. Таким детям в одиночку приходить боязно, а с родителями — неловко. Надо понимать, что в кабинете наедине с чужим человеком ребенок чувствует себя уязвимым, ему порой задают вопросы, на которые вовсе не хочется отвечать. Поэтому от родителя в такие моменты особенно требуется терпение и поддержка.
Характер
Смелый, общительный, уверенный в себе ребенок вряд ли почувствует дискомфорт, ему скорее будет любопытно. Сложнее придется застенчивым и тревожным детям, ведь для них любая новая обстановка — это уже потенциальная угроза их спокойствию и безопасности. Таких детей нужно обязательно подготовить заранее, с ними нужно очень осторожно работать специалисту.
О застенчивых детях и о том, как им помочь, можно почитать на сайте развивающего проекта “Разумейкин”.
Родительское влияние
Многие родители, порой смутно представляя специфику работы психологов, допускают массу ошибок при общении с ребенком о предстоящей консультации. Дети могут сформировать представление об этом только на основании услышанного. Когда ребенка пугают психологом как человеком, который “вправит мозги” или “перевоспитает”, чего же от него можно ждать на приеме? Маловероятно, что такой пациент будет испытывать интерес, обычно они приходят с опасением, ощущением скрытой угрозы или виной. В ряде случаев ребенка приводит к психологу встревоженная мать по направлению невролога или по рекомендации классного руководителя. Маленький пациент может не понимать, что с ним не так, однако тревожность матери передается ему с лихвой.
Установки
Несмотря на сильно возрастающую популярность и востребованность психологической помощи, многие до сих пор уверены, что к психологам ходить стыдно, что у них лечатся только психи. Ребенок, услышав подобные суждения от родственников или друзей, вряд ли будет положительно настроен на предложение посетить такого специалиста.
Профессиональный подход
Не стоит упускать из виду тот факт, что специалисты в любой сфере деятельности могут иметь различную профессиональную подготовку. Психологическая помощь — крайне ответственное занятие, однако это вовсе не означает, что все специалисты в этой области компетентны и выполняют свою работу качественно. К сожалению, оказание помощи порой становится невозможно и может даже травмировать ребенка по вине самого психолога. Поэтому к выбору специалиста нужно подходить сознательно и ответственно, держа ситуацию под контролем.
Контакт
Очень многое в работе психолога зависит от того, насколько быстро и качественно установлен контакт с собеседником. Для того, чтобы помощь была грамотной и эффективной, специалист должен понимать, кто к нему пришел и зачем. Когда ребенок обеспокоен, встревожен, напуган, застенчив или скрытен, психолог вынужден тратить дополнительно время на устранение таких препятствий и только затем пытаться наладить контакт. Не всегда удается добиться нужного результата с первого посещения. Поэтому порой у детей остаются смешанные чувства после общения со специалистом.
Для того, чтобы ребенок воспринимал поход к психологу как абсолютно нормальное явление, ему необходимо спокойно рассказать, что психологи — это обычные люди, которые много учились, чтобы помогать другим. Дети должны знать, что психолог не “вправляет мозги”, не перевоспитывает и даже не лечит, он слушает ребенка, играет и рисует вместе с ним, помогает справиться с проблемами, которые мешают или могут помешать в учебе и общении со сверстниками.
Когда ребенка направляют к психологу воспитатели или учителя, не стоит винить его, демонстрировать тревогу, пугать специалистом как какой-то расправой за плохое поведение. На консультации лучше присутствовать родителю, с которым у ребенка наиболее близкие и доверительные отношения. Не нужно приходить на прием всем семейным составом, включая бабушек и капризных младенцев. Обстановка должна быть как можно более комфортной, спокойной, доброжелательной.
Если же ребенку необходимо посетить психолога перед поступлением в школу или пройти плановое обследование, не стоит требовать от него каких-либо особенных результатов. Нужно понимать, что он и так волнуется, повышенные требования и ожидания встревожат его еще больше. Даже если ваш ребенок прекрасно читает, пишет или говорит по-английски, в такой обстановке он непременно все забудет и только расстроится. Психологи проверяют уровень интеллектуального и эмоционального развития ребенка с помощью специально разработанных методик и техник. Ребенок лишь должен быть спокоен и готов отвечать на простые вопросы, не нужно требовать от него большего.
Бывают ситуации, когда дети попадают к психологу по причине серьезных нарушений или психологической травмы. В таком случае следует постараться объяснить, что посещение специалиста — совершенно нормальное в подобных условиях решение. Детей помладше можно заинтересовать предстоящими играми и занятиями. С ребенком постарше уместно будет обсудить проблему, поделиться своими мыслями, выслушать его опасения. Дети поймут, если им сказать, что душа может болеть так же, как живот или ушиб, и ее обязательно нужно постараться вылечить.
Чем раньше в опыт ребенка войдет понятие психологической помощи, тем проще и спокойнее он будет в дальнейшем относиться к посещению психологов. Главное — правильные аргументы, качественная поддержка и возможность увидеть результаты проделанной работы.
Автор: педагог-психолог Антонина Валевич