Наша страна, как и многие другие, даже после революции не гнушалась покупать ЖД технику у других государств. Связано это было часто с тем, что нужны были образцы подвижного состава для изучения и получения опыта, или чтобы покрыть недостаток техники на наших магистралях. Как правило, это были единичные закупки или закупка малых партий, и такие экземпляры получали статус опытных. Обычно приобретались электровозы, тепловозы и паровозы. Стоит отметить, что некоторые тепловозы и паровозы строились в других странах, но по нашим проектам и чертежам.
Настоящий парад разнообразной техники начал появляться сразу после войны. Во-первых — трофеи и репарации. А что? — имели полное право. Во-вторых, опять же, восстановление подвижного состава в стране, покрытие недостатка в технике на дорогах.
Начнем, наверное с Германии. В 1946 году оттуда пригнали несколько дизель-поездов. Самым интересным с точки зрения дизайна можно назвать SVT 137, 1935-1936 гг. постройки.
По нашим дорогам ходили два таких состава и имели обозначение ДП14 и ДП15.
Далее, когда страна более-менее восстановилась, зарубежная техника приобреталась за валюту, для получения накопления опыта. В Европе и Америке, искались самые передовые разработки в области локомотивостроения.
В 1959 году в ФРГ были заказаны электровозы. Серия получила у нас обозначение К (К — с кремниевыми выпрямителями)
С той же целью, но уже в области конструирования тепловозов с гидравлической передачей, в Австрии покупаются маневровые тепловозы. В 1956-1957 гг. МГ1, а в 1957-1958 гг. — более мощный МГ2
В 1958-1959 гг. в Австрии были закуплены тепловозы-электростанции ТГэ, безгенераторная версия которого называлась МГ3.
В 1960 приобрели опытный тепловоз АМГ5
Поставлено было две единицы. Потом один из тепловозов переделали в гидравлический электровоз ЭТГ-001
В ФРГ заказывали магистральные гидравлические тепловозы.
В 1961 году ТГ300
В 1962 году ТГ400 (фирма Henschel)
Позднее подобные тепловозы фирма Henschel строила для Китая под обозначением NY6
Среди иностранных тепловозов есть еще пара интересных экземпляров, мимо которых нельзя пройти. Это американский тепловоз Baldwin Дб, который был заказан во время войны, но добрался до СССР только в 1946 году.
И британский HS4000 "Kestrel", купленный Советским Союзом в 1971 году.
Подробнее про этот тепловоз можно почитать в отдельной статье
Теперь посмотрим, что нам поставляла ЧССР.
Тут есть один интересный исторический момент. В 1951 году к 70-летию Иосифа Виссарионовича Сталина Чехословакия сделала необычный подарок — паровоз. Паровоз получил обозначение 18-01. На его дымоотбойных щитах были нанесены надписи «Друг»
Однако, дорогой подарок. Знали, чехи, кого нужно благодарить за освобождение своей земли. Жаль, что сейчас не все это помнят.
А теперь, наконец-то, чешские электровозы. Куда же без них.
Я спрашивал у своих знакомых, читал комментарии в сообществах. Очень часто одним из самых красивых Чешских электровозов называют ЧС2.
Хотя его прототип — опытный образец — выглядит симпатичнее
Так же как и прототип электровоза ЧС1 намного красивее серийного.
А самым красивым чешским электровозом считают ЧС4, в народе получившим прозвище "Аквариум"
Хотя, опять же, его чешский собрат смотрится красивее
В завершение электровозной темы упомяну урожденного франции — электровоз серии Ф.
Для приобретения опыта эксплуатации и конструирования электровозов переменного тока напряжением 25 кВ Советский Союз в июле 1957 года заказал во Франции постройку серии из 50 электровозов переменного тока.
Ну, и напоследок венгерские дизель-поезда завода Ganz–MÁVAG — куда же без них. Без комментариев.
ДП
Дизель-поезд Д
Дизель-поезд Д1
Пока что всё. Список будет пополняться, если вы подскажете, что я мог пропустить.
Понравилась статья? Поддержите лайком или подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации.
Читайте также:
Китайские братья тепловоза ТЭ3
Американское сердце советских тепловозов (часть I)
Американское сердце советских тепловозов (часть II)
"Марья Сергеевна Гагарина, 1962 г.р." История тепловоза М62
Проект "Пустельга" История тепловоза HS4000
История европейских автосцепок схемы «Виллисон - СА-3»