Найти тему
АртовПортал

Записки старого чулана. Архивные зарисовки 2 часть. АРТОВПОРТАЛ

Из архива МБУК "Краеведческий музей г. Пушкино МО"
Из архива МБУК "Краеведческий музей г. Пушкино МО"

Как и обещала, продолжаю печатать некоторые статьи из самиздатовских сборников. Сегодня уже ясно, что выпускались они на пишущей машинке, спокойно стоящей сегодня в углу отдела хранения. Она рабочая и даже есть сменные ленты для печати. Это радует, можно часть текстов при подготовке давать именно так, как они поданы в сборнике: сохранив стилистику работ тех лет. Заставки к сборникам созданы художником В.И. Андрушкевичем, некоторые рисунки – Е.И. Камзолкиным. Это повышает их ценность, ибо это труд и летописцев и художников, это показатель трепетного и чуткого отношения к истории и уважения к людям.

Скажем им спасибо, читаем записки дальше…

Портрет Ирины Константиновны, работа художника К.И. Рудакова (прислано читателем статьи)
Портрет Ирины Константиновны, работа художника К.И. Рудакова (прислано читателем статьи)

И.К. КОЛЕСОВА

Художник

НА ДАЧЕ, У АКУЛОВОЙ ГОРЫ.

Я познакомилась с Маяковским в 1919 году… Впервые я увидела Владимира Владимировича, когда он шел со станции… Очень большой и очень красивый, он шагал стремительно. Все на нем казалось красивым и необычным. Он показался мне удивительно родственным миткельанджеловскому «Давиду». И реакция на эту современную интерпритацию работы Микельанджело была совершенно четкой: необходимо его нарисовать… Я решила попросить незнакомого молодого человека позировать для портрета. Что он был великим поэтом, я не подозревала…

Был вечер, темно, я стояла в ожидании няни у разделявшего наши дачи забора. Вдруг подле выросла огромная фигура Маяковского. Он всегда появлялся как-то сразу – возникал. Я растерялась, однако пролепетала свою просьбу. Владимир Владимирович усмехнулся, но согласился. Условились, что он придет в садовую беседку Можаровых, где сеанс и состоялся через несколько дней.

К тому времени я уже знала, кто такой Маяковский. Впервые я услышала его стихи от него самого: после пресловутого «сеанса» мы изредка гуляли вместе. Однако он никогда не читал что-либо целиком, а так, отдельными фразами. Было чувство, что он читает для себя, а отнюдь не для меня.

Однажды он без конца скандировал одну и ту же фразу:

Наступила эра

Эр-эс-эф-эс-эра,

Больше реверера

Нет.

Я не понимала, что значит слово «реверер», но спросить не решалась, так как робела. Видимо, он искал нужное ему по ритму и звучанию слово и не находил.

Немногое, что я слышала, производило огромное впечатление: ведь звучание стиха как такового сливалось со звучанием поразительного по красоте голоса.

Мы встречались часто, но возникало препятствий в лице моей матери. Не то чтобы она запретила мне знакомство с Владимиром Владимировичем – возможно, что слава поэта ей несколько импонировала, - но она не оставляла меня с ним наедине, и едва появлялась «дама в черном», как называл ее Владимир Владимирович, он исчезал: так же молниеносно, как и возникал. Казалось, он боится мамы, - думаю, что его раздражала ее слишком благопристойная внешность»…

…На следующее лето я снова оказалась в Пушкине, но виделась с Владимиром Владимировичем чрезвычайно редко. Было много работы, а еще больше трудностей, особенно продовольственных…

Однажды, когда ехала на службу в Москву, мы оказались в одном вагоне. Он обрадовался, спросил, почему меня не видно… предложил, чтобы я непременно пришла в издательство РОСТА, где он устроит меня на работу. Маяковский делал для окон РОСТА политические плакаты в лаконичной манере. Размножались они путем трафарета и вывешивались во многих витринах. Менялись плакаты чуть ли не ежедневно. Пришлось воспользоваться предложением, но уже позже, так как в тот день я слегла, и дачная эпопея закончилась. За лето мы встречались с Маяковским раза три-четыре, но все же я слышала от него (опять же отрывками) «Необыкновенное приключение». Некоторые строки запомнились, нет не совсем такими, как они были потом напечатаны:

Я крикнул ему во всю мочь

Тебе хорошо,

Проклятый.

А мне вот не спи всю ночь,

Сиди и рисуй

Плакаты.

Выздоровев, я поступила во ВХУТЕМАС. Когда Маяковский бывал там, то заходил ко мне в мастерскую Федотова, где я занималась в первый год, а затем – в мастерскую А.А. Осьмеркина, но беседы наши уже стерлись в памяти.

(«Литературная Россия» от 31 октября 1969 года).

Из архива МБУК "Краеведческий музей г. Пушкино МО"
Из архива МБУК "Краеведческий музей г. Пушкино МО"

Продолжение следует …

Подготовлено Еленой Артовой.