Иногда в мире начинают расхваливать на все лады какого-нибудь смышлёного ребёнка. Который в два года таблицу умножения наизусть знает, в шесть умеет логарифмические уравнения решать, а в пятнадцать – уже диплом престижного университета получает. Или ребёнка талантливого. Который в три года уже пишет картины получше Рембрандта или стихи слагает такие, что Пушкин в гробу от зависти вертится. Это всё дети-вундеркинды, которым от рождения даются такие таланты, что многим взрослым и к старости не обрести.
Но вот что интересно. Как правило,
выросшие вундеркинды превращаются в людей довольно обычных, которые на фоне прочих если и выделяются, то не так уж и значительно.
И это ещё оптимистичный вариант, потому что сколько ведь было в истории маленьких гениев, которые не пережили кризис взросления и попросту ушли из жизни? И вот ведь вопрос: а так ли хорошо быть вундеркиндом? И такое уж ли это удовольствие – быть родителем одарённого ребёнка?
У моей коллеги на работе как раз одарённый ребёнок. Он в пять лет уже энциклопедии изучал, а читать научился, кажется, ещё в пелёнках. В школу его отдали вовремя, в традиционные семь лет, потому что мама сочла, что дитё должно до школы дозреть (что не лишено логики), но только ему там всё время скучно. С первого класса он сидел на уроках и считал ворон, потому что всё, что рассказывала учительница, он уже давным-давно знал и мог запросто вместо неё изложить. И, кстати, одноклассники его тоже недолюбливали. И именно потому, что им было с ним скучно.
Прошлой весной парнишка окончил начальную школу, причём один раз перескочил через класс. Но и в новом классе товарищей не приобрёл, продолжал глазеть в окно на уроках и переменах.
Интересно ему только с книгами, тетрадками, компьютерными программами. А с людьми – не очень.
Мама этого вундеркинда всерьёз задумалась о переводе в другую школу, в итоге теперь 10-летнего мальчика ежеутренне возят на другой конец Москвы в заведение для особо одарённых.
Я в студенчестве обучалась на кафедре преподавания. И как-то лекция была посвящена как раз юным гениям. Так вот преподаватель открыто и бескомпромиссно заявил: «Я считаю, родителей вундеркиндов, которые всячески продвигают своих отпрысков, надо убивать». (Он имел в виду, конечно же, тех родителей, которые умненького и талантливого наследника пропихивают везде и всюду, всячески рекламируя кроху и на все лады расхваливая, пытаясь потихоньку извлечь выгоду и для себя. Моральную, как минимум).
Разумеется, я далека от этой мысли, но рациональное зерно вижу. Ведь малыш – это всё равно малыш, пусть у него даже в голове тонны энциклопедий. Ну вот представьте, что что очень одарённый восьмилетний мальчик учится вместе с восьмиклассниками. Уровень образования и объём знания, допустим, у них одинаковый. Но ведь морально они на совсем разных ступенях! То, что увлекает восьмилетнего, подростки уже давно переросли, а то, что забавляет подростков, мальчику не понять. В итоге юный гений хоть и умён не по годам, но в обществе (как минимум, школьном) становится изгоем.
Та же история с юными талантами, которые едва достигнув пубертата, поступают в вузы. Много ли, скажите мне, общего у девочки 14 лет (не оторвы, не пацанки, а хорошей такой девочки из приличной семьи, которая полжизни провела в домашней библиотеке) и 18-летних студенток? Как они найдут общий язык (лекции не в счёт)? Вот и непонятно тут, а стоит ли ребёнка толкать впереди паровоза и раньше времени отдавать его в школу, институт или Академию наук?
А вы встречались с вундеркиндами?