Найти тему
Светлана Новикова

Звук природы - звук Японии.

"Играя на сякухати, видишь невидимые сферы, во всей Вселенной - только одна песня"
Иккю Содзюн

Музыкальные инструменты Японии очень интересны и необычны. Многие из них были заимствованы из других стран. С течением времени эти инструменты и связанные с ними традиции претерпели множество изменений, став достоянием национальной культуры японского народа.

Особенность японской традиционной музыки - это схожесть со звуками природы, зачастую в ней слышится трель птиц, дуновение ветра и шум дождя. Так, например, несмотря на простоту конструкции продольная бамбуковая флейта сякухати обладает живописностью звука и многообразием переливов, резонируя в определенных местах бамбукового ствола. В музыке почти нет симметрии и повторений, каждый звук словно неповторимое мгновение жизни. И у каждого мастера, а особенно у представителей разных исполнительских школ, звуковая палитра будет совершенно различна, неся на себе неповторимый отпечаток исполнительской индивидуальности.

“Представь себе дымок, поднимающийся от тлеющей палочки. В комнате нет ветра, но ты видишь легкие и едва уловимые отклонения дыма, улавливающие колебания воздуха, которых ты не чувствуешь. Такой звук должен течь, как этот дымок, колебания звука должны быть почти неуловимыми.” (Питер Хилл о игре на сякухати) - цитата из журнала “Сякухати-зеркало сознания”. На фото Коити Ёсида - замечательный музыкант, который радовал московских жителей чудесными звуками сякухати на протяжении нескольких лет.
“Представь себе дымок, поднимающийся от тлеющей палочки. В комнате нет ветра, но ты видишь легкие и едва уловимые отклонения дыма, улавливающие колебания воздуха, которых ты не чувствуешь. Такой звук должен течь, как этот дымок, колебания звука должны быть почти неуловимыми.” (Питер Хилл о игре на сякухати) - цитата из журнала “Сякухати-зеркало сознания”. На фото Коити Ёсида - замечательный музыкант, который радовал московских жителей чудесными звуками сякухати на протяжении нескольких лет.

Произведения на сякухати не имеют ритма в привычном для нас смысле, сила звука определяется нотами. Ряд нот сякухати считаются «сильными» и играются громко и сильно, остальные играются тихо. Также существуют альтернативные аппликатуры на одну ноту, позволяющие или играть ноту тихо и ветрено, или громко и пронзительно.

Несколько лет назад повезло попасть к Ёсида-сан на вводные уроки игры на сякухати. Первый урок мы только пытались извлечь хоть какой-либо звук из флейты, это оказалось очень непросто!
Несколько лет назад повезло попасть к Ёсида-сан на вводные уроки игры на сякухати. Первый урок мы только пытались извлечь хоть какой-либо звук из флейты, это оказалось очень непросто!

Число пальцевых отверстий у современного инструмента равно пяти. В разное время создавались экспериментальные образцы инструментов с семью и девятью отверстиями в целях облегчения извлечения ряда нот, которые при стандартной конструкции приходится брать перекрывая отверстия наполовину. Сякухати позволяет извлекать несколько видов трелей. Наиболее распространёнными в традиционном репертуаре являются трели: «каракара» (грохочущий, дребезжащий звук), «корокоро»/«горогоро» (рокот, урчание), и «бокобоко» (соответствует звуку, получаемому при ударе о полый предмет).

-4

Существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина - 1,8 японских футов (54,5 см) определила само название инструмента, так как "сяку" - значит "фут", а "хати" - "восемь". Современные образцы сякухати изготавливаются на основе сохранившихся инструментов эпохи Эдо с использованием рентгенографии и сонограмм.

-5

Относительно появления инструмента в Японии доминирующим является мнение, согласно которому сякухати вслед за распространением буддизма была завезена в Японию в период Нара (VIII век) из Китая через Корею в качестве одного из инструментов придворной музыки. Одновременно с появлением сякухати в Японии зародилось представление о сакральности музыки, исполняемой на флейте. Например, на панелях фонаря в храме, построенном в 752 году в Нара, изображен танцующий Бодхисаттва и играющий на музыкальном инструменте.

-6

В эпоху Хэйан (VIII-XII вв.) придворные аристократы любили музицировать на сякухати. Зачастую флейта входила в состав ансамблей наряду с другими традиционными инструментами, такими как кото и сямисен.

-7

XVII-XVIII вв. - время увеличения популярности сякухати в городской среде. Разработанность игровой техники обеспечила возможность воспроизведения на сякухати музыки практически любых жанров. Она стала использоваться для исполнения народных песен (минъё), в светском ансамблевом музицировании. Школы музицирования на сякухати стали достаточно открыты для широких кругов населения и сыграли существенную роль в перепрофилировании сякухати из инструмента монашеской медитативной практики в инструмент профессионального и любительского музицирования, хотя традиция дзэнского использования сякухати сохраняется до сих пор.

В XXI веке сякухати находит своё применение как в профессиональном, так и любительском музицировании, участвуя в исполнении практически всех видов и жанров музыки: японской классической, народной, популярной, джазовой, музыки западного стиля, авангарда, в ансамблях с инструментами других мировых музыкальных культур. Японцы не боятся смешивать традиционное и современное, и на мой взгляд результаты такого смешения могут быть очень интересны. Я, например, впервые услышала звук сякухати много лет назад в композиции известного рок-музыканта Gackt'a и сразу же влюбилась в этот инструмент.

Хочешь знать больше о Японии и Китае? Подписывайся на мой канал https://zen.yandex.ru/etnoskazki

или приходи на одно из моих мероприятий https://kukolnyy-teatr-etnoskazki.timepad.ru/events/

Примечание. В этой статье использованы фото и графические материалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной, фотография будет немедленно удалена.