Итак, нашумевший эпизод в гомельской школе. Учительница пришла на замену в 4 класс, была истощена эмоционально из-за семейных проблем, поэтому сорвалась на одного из учеников. Класс был возбужденный после физкультуры. Она несла парту над головами учащихся, мальчик 9 лет громко смеялся и разговаривал, учительница остановилась и, нависая над головой ученика, заявила: "Тресну, а потом посмотрим! Я пойду в тюрьму, а тебе п*** ц будет!" Далее :
- Я несу парту тяжелую... Все дети видели, а он мне под руку гадости говорит!
Ребёнок:
- Какие я вам гадости говорил?
Ответ:
- Ржал, как конь...
А потом уже (со слов учительницы) появилась подножка, когда приехала комиссия...
После высказывания Президента Лукашенко о том, что он на месте учительницы голову бы оторвал этому "щенку", она была восстановлена на работе, несмотря на увольнение по решению местного Комитета по образованию.
Журналист известного беларусского портала tut.by Любовь Касперович взяла интераью у психолога Лилии Ахремчик.
- Лилия, с вашей профессиональной точки зрения, почему мог произойти подобный конфликт?
У этого конфликта давние корни - они в прогнившей и несовременной системе образования. Невозможно устаревшими методами учить и воспитывать детей новой эпохи, но система не сдается. Конфликт в гомельской школе только поднял на поверхность это несоответствие. Он же спровоцировал общественный дискурс по поводу вообще насилия в воспитании, о нашей толерантности и поддержке насилию.
- Наверняка вы смотрели видео. По-вашему, дети провоцировали учительницу?
По-моему, дети всегда проверяют границы взрослых, для них это естественно. Они только учатся чувствовать свои границы и считаться с чужими. Учителя на замене они могли провоцировать, но, повторюсь, для свободных детей нашего времени нет непреложных авторитетов в лице учителей, как это было прежде, и это нормально. Справедливости ради, не все из них достойные личности. И тут уже от учителя зависит, как он сможет выдержать это напряжение, как он удержит границы. Гомельская учительница не справилась. Она поступила непрофессионально, она была захвачена эмоциями и потеряла контроль над собой и над ситуацией
- А если ребёнок действительно провоцирует, как педагогу нужно реагировать на его поведение?
Для начала просто спросить, для чего он это делает, чего хочет добиться. Дать детям задание, а с провокатором выйти за дверь. Повторить эти вопросы там. Без навыка распознавания своих эмоций и желаний вряд ли он сможет ответить, но можно предложить, например, "ты возбужден? тебе сейчас трудно успокоиться?", "ты хочешь внимания от меня?", "тебе нужно быть лидером в классе?" и т.п. Эти вопросы займут минуты, не больше, чем рев, запугивания и угрозы, но это слишком выбивается из привычного реагирования. В зависимости от ответов, дать ребенку то, ради чего весь спектакль, например, отсадить подальше, чтоб успокоился, дать задание, поручить нечто якобы ответственное, чтоб повысить значимость, сказать: "Я тебя заметила, ты действительно выделяешься на фоне других. Теперь мы сможем с тобой сотрудничать?" - вариантов масса. В экстремальных ситуациях можно позвать соцпедагога или завуча в зависимости от инструкции (мобильные телефоны сейчас вроде есть у всех, сделать это несложно), убрать ребенка из класса. Следующий урок в этом классе начинать так, будто ничего не было, не провоцировать заново и не накалять противостояние.
- Представим абстрактную ситуацию. Дети смеются, обсуждая учителя, обзывают его, не хотят слушать и выполнять его просьбы. Как педагог может разрулить ситуацию, чтобы дети осознали: так делать - это неправильно?
А для чего нужно обязательно детям внушить, как правильно и как неправильно? На это уходит ценное время, выделенное для обучения. Что делает преподаватель или тренер на каких-то курсах по обучению взрослых, когда слишком критическое или негативное восприятие? Он делает интересный вброс. Что-то необычное. Что-то, что заинтересует. Пусть не всех, но хоть какое-то количество. Сначала с ними работать, продолжать развивать интересную тему, постепенно будут захвачиваться материалом все большее количество человек. В конце концов, сам класс будет шикать на зачинщиков, чтоб не мешали. Разве кто-то доказывает взрослым, как он прекрасен и что его следует любить?
Или, например, вот такое решение. Встать ровно перед классом, глубоко подышать, успокоиться. Если класс беснуется, можно что-то громко и намеренно уронить на пол, например, опрокинуть стул. Спина прямая. Руками, отведенными вперед и немного в стороны, сделать движение сверху вниз, как бы понижая градус, понижая активность. Небольшая пауза - и повторить. Глазами выделять отдельных учеников, когда так делаете руками. Так можно сбить накал. Сказать... "Так... смотрим на меня... сейчас все смотрят на меня". Твердо и уверенно. Голосом, не предполагающим возражений. И рассказать какую-нибудь историю в духе "Когда мне было столько лет, сколько вам, у нас тоже преподавала учительница, которая мне не нравилась..." Дальше провести какие-то аналогии и сделать нужный вывод типа "Однажды я увидела, как она плачет... Оказывается, у нее болел ребенок (котик, собачка), а мы ее так доводили... Мне стало очень стыдно. С тех пор я стараюсь сперва узнать человека, а потом уже решать, как к нему относиться". В общем, что-то вроде терапевтической сказки. Дети любят, когда учитель показывает себя живым человеком. Можете сказать о потраченном впустую времени, и будете не правы. Ни одно обучение не может двигаться вперед без управления групповой динамикой.
- Безотносительно к гомельской ситуации. Один или два ученика могут срывать урок, при этом они мешают учиться другим. Что в такой ситуации делать этим "другим детям", которые мотивированы учиться, но им мешают?
Ничего не делать, это задача учителя. Групповой динамикой должен управлять тот, кто ведет процесс. Эти дети могут обратиться к своим родителям, если учитель не справляется, а те могут написать докладную администрации, дескать, так и так, моя дочь (сын) систематически рассказывают о том, что ученики такие-то срывают уроки по..., препятствуют учебному процессу, мешают усваивать знания. Просим разобраться в сложившейся ситуации.
- Как можно воздействовать на таких детей?
Документально и используя правовые нормы.
- Про гомельскую учительницу говорят, что похожее, только в более легкой степени, с ней случалось и ранее: она кричала на детей, некоторые родители замечали у детей синяки. Почему дети не рассказывают об этом взрослым? Как в таких ситуациях должны вести себя родители?
То, что мы видим на нашумевшем видео: учительница запугивает ребенка и применяет к нему силу. Мы не знаем, была ли подножка на самом деле, она появилась много позже в рассказе учительницы. Дети не рассказывают взрослым о нехороших вещах, которые с ними происходят, зачастую из-за запугивания. У учительницы нет права обращаться к ребенку с угрозами и оскорблениями. Все спорные вопросы она должна разрешать с его законными представителями, в частности, с родителями. Но, безусловно, на детей надавить проще, дети находятся в зависимом положении, поэтому некоторые учителя чувствуют вседозволенность. Дети еще и потому не рассказывают взрослым о насилии, что уверены, взрослые их не поддержат. Обсуждение этого случая в сети показало, что агрессии в обществе очень много, а ненависть к детям просто зашкаливающая. Битые дети, коими в большинстве своем являются родители (спасибо нашим традициям), очень толерантны к насилию над своими и чужими детьми - они бы бошки откручивали и стулья на этих "щенков", "уродов" , "бандитов" роняли. Травмированные насилием люди передают эту травму следующими поколениям. Они говорят о том, что выросли нормальными людьми, но нормальными ли? Нормален ли человек, который не способен любить, сострадать, сочувствовать? Детям не к кому прийти со своей бедой, родители слишком часто не являются их опорой и защитой.
Нормальные родители могут использовать Закон. Слава Богу, он у нас есть и при обращении к нему работает. За публичную нецензурную речь есть наказание, за применение силы есть наказание, за опорочивание чести и достоинства есть наказание. Заявление в УВД - и минимум эмоциональных разговоров в школе.
- Сейчас в гомельской школе наверняка тяжелая ситуация: учительницу вернули, но директора уволили. Как можно урегулировать эту ситуацию? Как вести себя учителю? Родителя ребенка?
Мне кажется, в этой ситуации нужен медиатор, некто третий, кто сможет соотнести переживания и интересы учительницы и ученика с родителями. Лучше, чтобы это был психолог, но не из системы, не пролоббированный ей. Эскалация конфликта достигла пика, думаю, договориться сами они не смогут, слишком много уже обид и последствий. Меня беспокоит будущее ребенка и его психическое состояние. Учительницу я считаю профессионально несостоятельной.