Миссионер будет проповедовать свою идеологию. Инфостиль — хорошо, аборты — плохо, секс — только по справке. Такой герой от интервью к интервью методично повторяет свою программу, из-за чего материалы мало отличаются друг от друга. С такими героями особенно важно детально проработать фокус, иначе разговор пойдёт по привычному для героя сценарию, который уже есть в других СМИ.
Миссионеры делятся на две группы: эксперты и эмоциональные идеологи
Эксперт разбирается не только в своей позиции, но и во всех сфере и даже имеет мнение на смежные темы. Его идеология — это профессиональная позиция в своей среде, часто основана на методологии, логике и фактах. Например, политтехнолог будет продвигать своих заказчиков, но при этом может дать оценку всей ситуации.
Эмоциональный идеолог фигачит только по своему сценарию, знаком только со своей стороной правды и чаще всего напирает на эмоции и личный опыт. Более того, другие точки зрения он часто клеймит как «неправильные», «ложные» и «угнетающие». Например, борцы за социальную справедливость устраивают скандалы, если им кажется, что какой-то бренд делает недостаточно прогрессивную рекламу.
Как определить миссионера
- Прочитать всё, что только возможно в выдаче о герое или его деле (я серьёзно, всё!).
- Определить ключевые высказывания и сравнить их повторяемость.
- Посчитать соотношение важности → есть ли в материалах, что-то интересное помимо ключевых высказываний.
- Лучший вариант → распечатать на принтере несколько (от трёх до пяти) материалов и пройтись карандашом по функциям каждого словосочетания. Можно и в электронном виде с помощью комментов в Гугл-доке.
Сценарий миссионера работает
Не всякое сделанное по шаблону миссионера интервью — это плохо. Например, если вы пишите для сообщества, где миссионер — герой, даже самое банальное повторение предыдущих материалов будет встречено на ура. Многие миссионеры годами говорят одно и тоже, и это работает. Потому что для аудитории миссионера важнее не содержание, а идентичность и ценности, которые он транслирует.
Другой нюанс — соответствие ценностей героя вашему изданию и аудитории. Самый частый провал в интервью с миссионером — на хайпе бежать делать материал с героем, который неприятен или неинтересен вашей аудитории. Вещать про фемценности для геймеров, или необходимость толерантности для рабочих челябинского завода — не лучшая идея. Дело не в том, что эти люди не толерантны, а в том, что в их объективной реальности есть миллион более актуальных проблем, чем толерантность. И именно про эти проблемы они хотят видеть контент.
И релевантный миссионер даст им такой контент.
Как сделать интересное интервью с миссионером
- накопать спорящие с его идеологией моменты. Если герой — эксперт, полемика его заинтересует.
- искать противоречия в предыдущих материалах. Тут важно не надёргать случайных цитат, а подготовить каркас повествования. Правда, эмоциональный идеолог может просто сказать «ой, всё» и слиться с интервью.
- говорить совершенно о новой теме — смежной, более глобальной, актуальной. Пусть редактор расскажет о практической лингвистике и педагогике, а бизнес-аналитик про образовательные продукты. Не сработает на эмоциональных, потому что они не могут говорить в стороне от своего сценария.
- столкнуть с противником. Часто миссионеры используют приём «хороший порошок > плохой порошок» — их точка зрения максимально конкретизирована, а противник, наоборот, обезличен, но наделён определёнными характеристиками, в которых можно узнать конкурентов. Хороший заход — устроить интервью-дебаты между миссионером и его противником. Когда такое получается — это очень круто!
Спасибо, что дочитали статью до конца. Больше материалов про интервью, журналистику и драматургию можно найти в моем телеграм-канале.