Найти тему

Рецензия на спектакль «Джихад»: «Веришь ли ты в Бога? Важно, что он в тебя верит»

В Москве театральное оживление: проект "ON STAGE" объединяет в себе серию спектаклей, участвующих в конкурсном отборе на право финансирования и постановки крупнейшими московскими сценами. 6 работ - уже явные кандидаты на будущие лавры. Мы сходили на один из спектаклей - "Джихад" - в постановке режиссера Николая Постнова, чтобы своими глазами увидеть то, что имеет все шансы попасть на крупные театральные сцены Москвы в последующие сезоны.

Минимум декораций, темная атмосфера, монотонно разливающаяся под аккомпанемент меланхоличного напева бас-гитары, полумрак, который иногда прорезывает луч прожектора, направленный на ту или иную секцию сцены - каждая принадлежит одному конкретному образу. Герои поделили между собой сцену, что имеет свой подтекст: в душе современного человека происходит такой же раздрай, где вместе уживаются работа, семья, религия, воспоминания, долг и личные стремления и желания. 

Мир наш тоже дробится на куски, и находятся люди, бросающие все в привычном мире и уходящие по ту сторону баррикад, в мир, неизвестный нам. Главный образ пьесы, Хелена, так и поступает. Западный мир, который предлагает современному человеку все излишества и блага, взамен требует следования устоявшейся модели поведения - учись, зарабатывай деньги, создавай семью.

«Ни у кого нет мечты, все приспосабливаются», - сетует один из центральных персонажей пьесы, мусульманин Муса.

И кто не в силах это выдержать, тот рвется к первозданному риску и к чему-то духовному. Восточный мир, который потрясающе сочетает в себе стремление к высшему и первородные инстинкты, олицетворяет это в полной мере. И Хелена переступает черту. Только вот вопрос: сбегает она от банального мира только ли потому, что искренне стремится познать Бога или же ею движет желание быть отличной, горделиво возвыситься над тем, что окружало ее до этого?

Персонажи в пьесе колоритны: сцены ловко чередуются между собой, представляя зрителю то непутевую мать главной героини, которая только-только начинает осознавать последствия своей бурной жизни, то Лоренца, который едва-едва терпит каждодневную рутину и семейную бытовуху, в отчаянной попытке вырваться из этого, то Мусу, который пытается найти баланс между законами ислама и чувствами к Хелене… Образов много и все они, благодаря грамотной и эмоциональной игре актеров, раскрываются один за другим и уже к концу пьесы зритель понимает, что праведников здесь нет, что каждый использует веру, как предлог согласно своим внутренним мотивам.

Николай хотел напомнить зрителю о том, что той простоты души человеческой, о которой так страстно причитает Муса в одной из сцен, невозможно достичь. И предлагает осмыслению зрителя, вторя автору пьесы «Джихад», увлекательную идею: а может в своих стремлениях поменяться, конфликтах и перманентной боли человек сам, не зная того, приближается к Богу?