«Гражданская Авиация» публикует серию историй споттеров. Итак, представляем историю Актуга Атеша — турецкого авиационного фотографа, первой фотокамерой которого стал советский «Зенит».
Что такое споттинг?
Если посмотреть определение, то споттинг — это «ведение реестра летательных аппаратов, которое сопровождается их фотографированием». Однако для меня споттинг значит гораздо больше. Это образ жизни, без которого я просто не могу себя представить. Ведь благодаря своему увлечению я приобрел друзей со всего мира, влюбленных в небо, как и я, путешествовал в разные страны, получил столько незабываемых впечатлений!
Бывало, замерзал. Или, наоборот, изнывал от жары. Пробирался по снегу, по песку и грязи, под дождем и на ветру — только чтобы добраться до нужной точки аэропорта и наблюдать за самолетами.
В каждом аэропорту есть своя душа и жизнь. В каждом из них своя архитектура и пейзаж, свое движение и колорит, расположение полос, разнообразие трафика, свой климат, воздух и ветер. И, конечно, местные споттеры, с которыми можно часами делиться всякими знаниями и секретами. Чем больше путешествуешь и фотографируешь «железных птиц», тем больше хочется это повторять и получать новый опыт.
Как я стал споттером?
Каждый, кто влюблен в авиацию, имеет свою историю. Я родился в Турции, в городе Стамбуле. В нашем районе Бакыркей всегда можно было наблюдать самолеты, идущие на посадку в аэропорт имени Ататюрка. Тогда, в 1983 году, мне было 6 лет. В летний солнечный жаркий день мы с бабушкой ходили по местному рынку. Вдруг бабушка указала пальцем на снижающийся самолет и сказала: «Посмотри! Летчик тебе машет рукою!» После этого случая я стал внимательно следить за каждым самолетом, чтобы увидеть, машет ли мне рукою летчик.
Отец был профессиональным фотографом, и у нас была собственная фотостудия, где я проводил с ним много времени. Мне было 15 лет, когда он мне подарил первую фотокамеру «Зенит». И мне очень хотелось фотографировать самолеты. Тогда я даже не знал, что существует такое увлечение и термины — «споттинг» или «споттер». Очень хотел стать летчиком, хотя, к сожалению, по некоторым причинам это не удалось. Но, думаю, тоже подтолкнуло к самолетам, где бы они ни были. И с тех пор продолжаю снимать, чтобы запечатлеть красивые моменты «крыльев моей мечты».
А 15 марта 2008 года в аэропорту Шереметьево капитан воздушного судна Cyprus Airways, идущего на посадку, действительно помахал мне рукой! Правда, этот момент я заметил позже, когда начал обрабатывать фотографии. Тот случай на стамбульском рынке в 1983 году, ставший началом моей любви к авиации, повторился через 25 лет в России!
Советы споттера
Каждая фотография является индивидуальной авторской работой и по-своему прекрасна. Но если вы — начинающий авиационный фотограф (предпочитаю этот термин), я бы советовал начать с изучения главных правил экспозиции и композиции.
Нужно больше экспериментировать и смотреть работы успешных фотографов, чтобы понимать, как работать с освещением, как выбирать ракурс и композицию.
Строго выстроенные по центру кадры больше всего подходят для споттерских сайтов, где это является основным критерием для публикации. Кадры с пространством — в сторону движения объекта — приобретают эффект «воздушности». Конечно, надо стремиться добавлять свое видение, чтобы кадр стал необыкновенным и креативным. Присутствие луны, солнца, гор, моря, луж после дождя могут сделать снимок очень привлекательным.
Старайтесь не заваливать горизонт, не отрезать части самолета при съемке (кроме крупных планов). Снимайте в RAW-формате чтобы в дальнейшем легче было компенсировать недостатки. При обработке формата RAW удастся успешно исправить пересвеченные или недосвеченные участки, удалить всякие «шумы».
Желаю всем красивых и ярких кадров!
© 2019 Журнал «Гражданская авиация»