Найти в Дзене

СПОТТИНГ. АКТУГ АТЕШ: ЛЕТЧИК МНЕ РУКОЙ ПОМАШЕТ

Оглавление

«Гражданская Авиация» публикует серию историй споттеров. Итак, представляем историю Актуга Атеша — турецкого авиационного фотографа, первой фотокамерой которого стал советский «Зенит».

© Актуг Атеш
© Актуг Атеш

Что такое споттинг?

Если посмотреть определение, то споттинг — это «ведение реестра летательных аппаратов, которое сопровождается их фотографированием». Однако для меня споттинг значит гораздо больше. Это образ жизни, без которого я просто не могу себя представить. Ведь благодаря своему увлечению я приобрел друзей со всего мира, влюбленных в небо, как и я, путешествовал в разные страны, получил столько незабываемых впечатлений!

Актуг Атеш - авиационный фотограф с многолетним стажем, участник группы авиационных фотографов Турции SportTR. © Актуг Атеш
Актуг Атеш - авиационный фотограф с многолетним стажем, участник группы авиационных фотографов Турции SportTR. © Актуг Атеш

Бывало, замерзал. Или, наоборот, изнывал от жары. Пробирался по снегу, по песку и грязи, под дождем и на ветру — только чтобы добраться до нужной точки аэропорта и наблюдать за самолетами.

В каждом аэропорту есть своя душа и жизнь. В каждом из них своя архитектура и пейзаж, свое движение и колорит, расположение полос, разнообразие трафика, свой климат, воздух и ветер. И, конечно, местные споттеры, с которыми можно часами делиться всякими знаниями и секретами. Чем больше путешествуешь и фотографируешь «железных птиц», тем больше хочется это повторять и получать новый опыт.

British Airways, Airbus A321-231, 2016 год, Московский аэропорт Домодедово, Посадка самолета на полосу 32L. © Актуг Атеш
British Airways, Airbus A321-231, 2016 год, Московский аэропорт Домодедово, Посадка самолета на полосу 32L. © Актуг Атеш

Как я стал споттером?

Каждый, кто влюблен в авиацию, имеет свою историю. Я родился в Турции, в городе Стамбуле. В нашем районе Бакыркей всегда можно было наблюдать самолеты, идущие на посадку в аэропорт имени Ататюрка. Тогда, в 1983 году, мне было 6 лет. В летний солнечный жаркий день мы с бабушкой ходили по местному рынку. Вдруг бабушка указала пальцем на снижающийся самолет и сказала: «Посмотри! Летчик тебе машет рукою!» После этого случая я стал внимательно следить за каждым самолетом, чтобы увидеть, машет ли мне рукою летчик.

Отец был профессиональным фотографом, и у нас была собственная фотостудия, где я проводил с ним много времени. Мне было 15 лет, когда он мне подарил первую фотокамеру «Зенит». И мне очень хотелось фотографировать самолеты. Тогда я даже не знал, что существует такое увлечение и термины — «споттинг» или «споттер». Очень хотел стать летчиком, хотя, к сожалению, по некоторым причинам это не удалось. Но, думаю, тоже подтолкнуло к самолетам, где бы они ни были. И с тех пор продолжаю снимать, чтобы запечатлеть красивые моменты «крыльев моей мечты».

Авиакомпания "Волга-Днепр" Ан-124-100 2014 год, Московский аэропорт Домодедово. Фото сделано во время споттинга в аэропорту. © Актуг Атеш
Авиакомпания "Волга-Днепр" Ан-124-100 2014 год, Московский аэропорт Домодедово. Фото сделано во время споттинга в аэропорту. © Актуг Атеш

А 15 марта 2008 года в аэропорту Шереметьево капитан воздушного судна Cyprus Airways, идущего на посадку, действительно помахал мне рукой! Правда, этот момент я заметил позже, когда начал обрабатывать фотографии. Тот случай на стамбульском рынке в 1983 году, ставший началом моей любви к авиации, повторился через 25 лет в России!

Под самолетом Nordwind Airlines, Airbus 330, 2017 год, Международный аэропорт Шереметьево. Фото сделано во время споттинга в аэропорту. © Актуг Атеш
Под самолетом Nordwind Airlines, Airbus 330, 2017 год, Международный аэропорт Шереметьево. Фото сделано во время споттинга в аэропорту. © Актуг Атеш

Советы споттера

Каждая фотография является индивидуальной авторской работой и по-своему прекрасна. Но если вы — начинающий авиационный фотограф (предпочитаю этот термин), я бы советовал начать с изучения главных правил экспозиции и композиции.

Нужно больше экспериментировать и смотреть работы успешных фотографов, чтобы понимать, как работать с освещением, как выбирать ракурс и композицию.

Строго выстроенные по центру кадры больше всего подходят для споттерских сайтов, где это является основным критерием для публикации. Кадры с пространством — в сторону движения объекта — приобретают эффект «воздушности». Конечно, надо стремиться добавлять свое видение, чтобы кадр стал необыкновенным и креативным. Присутствие луны, солнца, гор, моря, луж после дождя могут сделать снимок очень привлекательным.

Старайтесь не заваливать горизонт, не отрезать части самолета при съемке (кроме крупных планов). Снимайте в RAW-формате чтобы в дальнейшем легче было компенсировать недостатки. При обработке формата RAW удастся успешно исправить пересвеченные или недосвеченные участки, удалить всякие «шумы».

Желаю всем красивых и ярких кадров! 

© 2019 Журнал «Гражданская авиация»