Хочу рассказать вам об одном замечательном и, в каком-то смысле, даже уникальном человеке.
Он родился в самом конце XIX века, в 1894 году, в Бельгии. Учился в иезуитском колледже в городе Шарлеруа и университете города Лёвен – старейшем и самом известном университете страны. Его обучение прерывалось Первой Мировой войной, во время которой он был мобилизован и служил в артиллерийских войсках, где за проявленное мужество был награжден Военным Крестом. По свидетельствам очевидцев, в перерывах между сражениями он размышлял над Священным Писанием и читал работы Анри Пуанкаре. К тридцати годам он получил сан аббата, что характеризует его не только как ученого, но и как глубоко верующего человека. После этого он отправился работать и продолжать получать образование в город Кембридж. Занимался он, в основном, космологией, астрономией и математикой, и делал это под началом выдающихся ученых своего времени. Затем он переехал в США и работал в Гарвардской обсерватории, где и получил степень доктора наук. В 1936 году он был избран членом очень престижной Папской Академии наук, а с 1960 года шесть лет до самой своей смерти являлся ее президентом. В том же 1960 году он получил сан епископа из рук папы Иоанна XXIII.
Наверное, пришла пора назвать его имя, хотя наверняка те из вас, кто увлекаются наукой (или прочитали заголовок статьи), уже догадались, о ком я говорю. Это Жорж Леметр – человек, приоткрывший для нас некоторые из важнейших тайн Вселенной. При этом, на мой взгляд, он до сих пор незаслуженно находится в тени своих более известных коллег, таких как Альберт Эйнштейн, Эдвин Хаббл и Александр Фридман, работавших вместе с ним.
На этой фотографии вы можете видеть Леметра рядом с Эйнштейном, и даже если вы не знаете, как он выглядел, то легко найдете его просто методом исключения.
В чем же состоял вклад этого ученого в науку? Он чрезвычайно велик. Фактически Леметр стал одним из авторов Теории Большого Взрыва, – теории, описывающей зарождение и эволюцию нашей Вселенной от самого ее начала и до сегодняшнего дня. Именно он предложил модель расширяющейся Вселенной, открыв, что с каждым днем она становится всё больше и больше, а всякая точка в ней удаляется от любой другой. Позднее факт разбегания галактик был экспериментально подтвержден астрономом Эдвином Хабблом (в честь которого спустя полвека назвали знаменитый телескоп, до сих пор делающий для нас великолепные снимки глубокого космоса с орбиты Земли). Эти открытия перевернули всё наше представление о мире, который мы знали, потому что вдруг, в один момент, он перестал ограничиваться галактикой Млечный Путь. Он стал больше во много, много раз. Это было похоже на то, как если бы мы всю жизнь прожили в одной тесной комнатке и затем распахнули дверь наружу, обнаружив за ней целый город, полный пространства, ярких огней, людей, машин и всяких других удивительных вещей, и главное – миллионы таких же комнат как наша.
Почему я вообще говорю обо всем этом? Потому что в Жорже Леметре гармонично сочетались глубочайшие познания в естественнонаучных дисциплинах и твердая христианская вера. Кто-то мог бы сказать: «сочетались удивительным образом», но по сути ничего удивительного в этом нет. Ведь именно такие люди как Леметр являются примером того, что наука и религия не должны противопоставляться друг другу.
Особенно интересной мне представляется история обсуждения вопроса о начале Вселенной. В ней есть даже какая-то ирония. В некоторых христианских церквах Теория Большого Взрыва сегодня считается атеистической и неприемлемой для христианского мировоззрения (да и отношение к самой науке может быть, мягко скажем, прохладным). Однако в середине двадцатых годов прошлого века, когда она только появилась на свет, против нее выступала как раз таки неверующая публика, причем именно потому, что она слишком уж явным образом намекала на то, что у Вселенной было начало. Так что для ее продвижения среди скептиков требовалось немалое мужество. С другой стороны, для христиан того времени, таких как Жорж Леметр и многих других, она была мощнейшим подтверждением истинности веры в Бога.
В конечном итоге, эта теория разрушила представление ученых-космологов о том, что Вселенная была бесконечной в пространстве и во времени, и библейская картина мира, повествующая о начале Творения, была признана официально. Поводы для сомнений по этому вопросу фактически оставались до 1965 года, когда открытие космического микроволнового фона с температурой в 2.7 Кельвина наконец-то окончательно и блестяще подтвердило интуицию Леметра. В общем, весьма печально, что некогда позитивное представление христиан о Большом Взрыве сменилось сегодня на прямо противоположное.
Вернемся к Леметру. Вот его слова об якобы имеющемся конфликте между наукой и религией: «Ничто в моей работе, ничто, что я когда-либо изучил в области науки или религии не побудит меня изменить это мнение. Я не нуждаюсь в примирении конфликта. Наука не потрясала моей веры в религию, и религия никогда не ставила передо мной вопроса о выводах, получаемых посредством научных методов». По мнению ученого, Библия предлагает нам информацию о способах спасения, но практически ничего не говорит о мире природы, потому что его описание не было целью авторов. Следует сказать, что эти же самые мысли за 1 500 лет до Леметра успешно развивал выдающийся христианский мыслитель Августин. Той же позиции придерживался Галилей и многие другие благочестивые ученые-христиане.
Интересен случай, произошедший с Леметром на одной из лекций, которую он читал в университете города Гёттинген в Германии. По правде говоря, информация о нем не совсем достоверна, так что, быть может, он является легендой, хотя и очень показательной. В своем выступлении ученый упомянул возраст Земли, составляющий, как известно, 4.5 миллиарда лет, и затем по окончании лекции некоторые студенты спросили его, как эта цифра согласуется с библейскими данными. Вопрос был поставлен достаточно прямо: «Считаете ли вы, что Библия истинна?» Подобный вопрос невольно возникает и у нас сегодня, когда мы встречаем христиан, слишком уж свободно (на наш взгляд) трактующих Священное Писание. Вот каким был ответ Леметра: «Да, истинна в каждом слове».
Одну из других своих лекций, прочитанную в Брюсселе в 1929 году, ученый напрямую посвятил Богу: «Тому, Кто сказал: «Я есть истина» и дал нам разум познать это, прочитать и обнаружить Его славу в нашей Вселенной». Очевидно, что для Леметра не было проблемой совмещать в себе научное и религиозное представление. Они не конфликтовали в нем и он не пользовался ими попеременно, в зависимости от аудитории или от места, в котором находился, будь то лаборатория или церковная кафедра. Неоднократно он называл их двумя путями к истине. А в 1936 году на одном из Католических конгрессов Леметр произнес следующие слова: «Вера дала мне оптимизм, так как я знал, что загадка Вселенной имеет решение». И это представляется мне особенно важным. Всякое научное познание движимо верой в то, что в мироздании есть смысл и что мы способны разгадать его секреты.
Через всю свою жизнь Леметр пронес христианскую душевность и доброту, а также огромное уважение ко всем людям, которых он встречал, вне зависимости от их убеждений. Спустя полвека после смерти Жоржа Леметра его путь остается красноречивым свидетельством того, что можно заниматься наукой на самом высоком уровне и сохранять при этом человечность и глубокую веру. Он был великим ученым и добропорядочным христианином, а когда было нужно, – проявлял свое мужество и на полях военных сражений. Пусть его пример чему-то научит и нас сегодня.