Найти тему
Авиация в истории

Самолет победы Ил-2

Оглавление

Да, именно он, наши называли его летающим танком, а запуганные фашисты прозвали Ил-2 бетонным самолетом. Самый массовый боевой самолет в истории и, пожалуй, самый известный самолет СССР, участвовавший в Великой Отечественной Войне. Именно он переписал историю в нашу пользу, ввергая немецкие бронетанковые кулаки и мотопехоту в ужас, одновременно подавляя артиллерийские точки за линией фронта.

По сей день отдельные модели реставрируют, после чего они поднимаются в воздух.
По сей день отдельные модели реставрируют, после чего они поднимаются в воздух.

История создания

О назревающей войне если не знали, то как минимум догадывались все, особенно после раздела Чехословакии, Сталин пытался оттянуть ее и подготовить армию к грядущей битве, к началу Второй Мировой почти у всех крупных держав существовало 3 основных типа боевых самолетов: бомбардировщики, штурмовики и истребители. Но у СССР одного компонента не доставало - штурмовиков, даже в виде пикирующих бомбардировщиков (в то время как с немецкой стороны ураганом пролетели по Европе Ju-87 "Stuka"). Командование знало об этой проблеме, поэтому уже в 1940 во всю разворачивали производство Пе-2 и финансировали КБ Ильюшина для создания бронированного самолета.

Почему КБ Ильюшина? Сергей Владимирович уже в 1938 году обратился к руководству страны, в котором подчеркнул необходимость создания самолета, в котором броня будет являться частью конструкции, а не навешиваться поверх фюзеляжа. Чуть позже ему выделили деньги, на который его КБ сконструировало первый прототип будущего Ил-2.

БШ-2, зародыш летающего танка.
БШ-2, зародыш летающего танка.

Это был двухместный штурмовик с полностью защищенной бронекорпусом носовой частью, т.е. двигатель, топливные баки, радиатор и даже пилот были за стальным щитом, толщина которого в среднем составляла 5мм. Несмотря на это возникла одна проблема, из-за которой выпуск самолета отложили почти до начала Великой Отечественной.

В прототипе использовался высотный двигатель АМ-35, который у земли мог выдать лишь 1050л.с., поэтому двигатель доводили до ума в КБ Микулина, новый АМ-38 мог выдавать у земли 1500л.с. и именно с этим двигателем самолет поступил в серию.

Всмысле, он же одноместный был в начале войны?
Да, именно так, все потому что Ильюшин немного схитрил и переделал самолет в одноместный. Есть мнение, что это была инициатива властей, но оно ошибочное.

Отрицание, гнев, торг, принятие

Именно через эти 4 стадии прошло КБ Ильюшина после начала Второй Мировой Войны. Одноместная версия самолета терпела крах и несла колоссальные потери, несмотря на свой бронированный корпус. Ил-2 был неким летающим гробом и поэтому за 30 вылетов на нем выдавали звание Героя Советского Союза. Основные потери летающие танки несли от немецких ПВО, каждая пехотная дивизия имела минимум 12 малокалиберных 20мм зенитных орудий. Помимо этого у них имелись крайне удачные зенитные 88мм пушки. Чтобы сбить Ил-2 требовалась всего лишь пара попаданий, а порой даже одно, поэтому тот факт, что самолет выдерживал попадание пули винтовочного калибра, никак его не спасал (особенно после появления модификаций Мессершмитов Bf. 109F-2/F-4 с 20-мм пушками).

Также важной составляющей потерь были небоевые. Плохое качество самолетов (многие доводили их до ума уже в частях), большие потери опытных пилотов, отсутствие официальных инструкций по применению Ил-2 и дезорганизованность ВВС в целом едва не похоронили этот самолет.

-3

Что по поводу эффективности штурмовки — все так же плохо, Ил-2 не выполнял поставленные перед ним цели, по статистике они уничтожали 1% цели, хотя ожидалось минимум 5%. Причиной тому были:

  • Неправильные тактики. Бомбили по краю фронта, где солдаты могли предупредить авианалет и спрятаться от бомбардировок.
  • Низкая эффективность бомб и курсового вооружения. 20-мм ШВАКи едва пробивали БТРы и самые легкие модели немецких танков а-ля Pz. II или Pz. 38(t). Бомбами же, в свою очередь, было очень сложно попасть. Более эффективными были реактивные снаряды РБС-82 и РБС-132, пробивавшие почти любую технику при прямом попадании, а попасть, как вы уже догадались, тоже не так уж и просто.
  • Попросту не долетали или получали какие-либо повреждения и возвращались обратно. В первые годы войны, как никак, в воздухе преимущество имели немцы.
-4
Одноместная версия потерпела фиаско, но это не было поводом сдаваться, поэтому чуть позже запилили двухместную версию, что же это дало?

В первую очередь в статистике появились строчки о погибших стрелках.

Смертность достигала ужасных значений, многие стрелки даже не знали, что им делать, в первых своих вылетах они сидели как на лекциях по философии и думали о великом, ибо их пилоты вообще вешали на пулемет УБТ чехол и приказывали сидеть смирно, наблюдая и изучая обстановку в боевом вылете. Стрелки на Иле выполняли самоубийственную задачу — в первую очередь они должны были предупредить пилота о «хвосте», а если получится - то избавиться от него.

Двухместная версия была скорее не просто желанной, она была необходима, одноместная версия изначально являлась самолетом «камикадзе», особенно учитывая тот неприятный факт, что обзор пилота назад был весьма ограничен из-за бронеспинки и разной понатыканной дичи.
-5

Если пилот был защищен почти со всех сторон, то у стрелка имелась лишь небольшая перегородка в 5мм со стороны хвоста, она едва ли могла защитить стрелка от града пуль. Именно поэтому место стрелка называлось «кабиной смерти». Кардинально ничего не поменялось, просто потери от авиации стали немного меньше в процентном соотношении, теперь немцам надо было с энтузиазмом подходить к атаке на Ил-2 - обстреливать со сторон в мертвой зоне стрелка.

С самого начала войны у пилотов Ил-2 был интересный прием под названием «обуть лапти» (Ju-87 называли Лаптежником из-за его неубирающегося шасси), они выпускали шасси, пристраивались на некотором расстоянии к строю Ju-87 и летели за ними, при наличии боеприпасов к курсовому вооружению могли даже сбить пару вражеских пикировщиков.
Также иногда на одноместных Ил-2 ставили муляжи турелей, чтобы сбить противника с толку.
-6

Время блистать

Своего часа славы Ил-2 ждал 2 года. Именно с 1943 вылеты осуществлялись строго с истребительным прикрытием, которое частично решило проблему с потерями от авиации, и именно в этом году в Курской битве состоялось первое боевое применение бомб ПТАБ, маленькие 2,5 кг бомбочки укладывались в кассеты по 48 штук, при сбрасывании они накрывали площадь около 15x200 метров. Такие бомбочки с легкостью пробивали броню на крыше башни или корпуса (так называемая горизонтальная броня танка). С одного захода могли уничтожить 8 танков, а ведь наш летающий танк мог носить целых 4 таких кассеты, вопрос с эффективностью был решен самым удачным способом.

-7

Благодаря ПТАБ Ил-2 засиял, если в первые годы войны они могли эффективно уничтожать только позиции артиллерии, скопления машин, колонн со снабжением, а также с большим трудом и применением реактивных бронебойных снарядов могли уничтожать танки, то теперь борьба со стальным кулаком вермахта несла серьезный характер.

Гибрид Ил-2 с движком М-82
Гибрид Ил-2 с движком М-82

Что в итоге?

Ил-2 оказался нужным самолетом для своего времени, да, он нес огромные потери и не имел высокую эффективность и, хотя Ju-87, с которым любят сравнивать Ил-2, был не менее эффективным, теряли их так же часто. В условиях вражеского превосходства в воздухе, Ил-2 выполнял штурмовки и заставлял фронтовых немцев прятаться по углам, разгонял грузовики со снабжением и напрягал танки ракетами и бомбами. Именно Ил-2 имел несметное количество разных вариантов подвесного вооружения, именно Ил-2 мог вернуться на аэродром, пережив более 500 попаданий разного калибра, именно Ил-2 является самым массовым боевым самолетом в мире (более 36 тыс.). Вклад самолета неоценим, несмотря на то, что он брал количеством, а не качеством. Броня, хоть и держала в основном винтовочный калибр, неплохо выполняла свою роль, ведь потери от авиации составляли наименьшую часть от боевых потерь.