НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ МЕТОДОМ МАНИПУЛЯЦИИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЯВЛЯЕТСЯ АСТРОТУРФИНГ.
В первые годы после своего появления астротурфинг применялся только сотрудниками спецслужб и политтехнологами, однако со временем его стали использовать сотрудники сферы SERM.
Сейчас данным термином называют искусственное распространение нужного мнения в обществе при помощи публикаций в СМИ нанятыми исполнителями отзывов, комментариев и постов, которые поддерживают продвигаемую идею.
Благодаря публикации многочисленных положительных отзывов о различных компаниях в сети интернет или на разных источниках СМИ, формируют в обществе определенное мнение о конкретной организации и его продукции, услугах.
Общественное мнение оказывает очень сильное влияние на принятие решений. Речь идёт как о политике, так и бизнесе. Из двух производителей йогурта, какой в большей степени выберут люди?! Правильно, тот, о котором лучше отзываются потребители. А из двух кандидатов в депутаты кого выберут избиратели?! Верно, того, о ком лучше общественное мнение.
Так устроена психология человека – ориентироваться на массы. Ученые даже проводили эксперимент, в ходе которого выбрали «подопытного» и ему ежедневно говорили разные люди, что его любимый свитер ужасные и безвкусный. Как думаете, через сколько он поменял мнение о своей «любимой» вещи?! Хватило менее трёх дней. Уже на вторые сутки он пошёл в магазин и купил новую вещь.
Астротурфинг – искусственное распространение «желаемого» общественного мнения. Тем самым происходит моделирование представления людей о том или ином продукте, бренде или известной личности. Каким образом это происходит?
Для начала выбирается канал взаимодействия с аудиторией. Это могут быть площадки с отзывами («отзывики»), форумы, социальные сети, популярные блоги и, конечно же, СМИ (куда же без них). Главное, чтобы источник был связан с потенциальными клиентами (избирателями, если мы говорим о политике) и считался для них авторитетным ресурсом.
Далее определяется способ формирования общественного мнения. Чаще всего это размещение желаемого и часто востребованного контента, а именно: отзывов, комментариев, пользовательских историй взаимодействия с продуктом и рецензий. Всё то, что говорит аудитории: «ему доверяет много людей», «он порядочный и честный», «не пожалеешь о данном выборе», «это полезно и безвредно».
Ещё одна важная часть астротурфинга – работа с негативом. Интернет кишит гневными постами и отзывами о недобросовестных подрядчиках, низкокачественной продукции, плохом кандидате. Довольно редко получается своевременно «справиться» с негативом, отпугивающим аудиторию. По этой причине многие прибегают к обратному процессу – формированию позитивного мнения. Уже не раз доказано, что один отрицательный отзыв полностью компенсируется пятью положительными. Важно лишь только это грамотно сделать и «преподнести не наивно».
Важную роль играет способ подхода, который может быть: ручным (размещают информацию живые люди), автоматизированным (работу осуществляет один человек с помощью специального программного обеспечения, позволяющего задействовать множество различных аккаунтов) или роботизировано (процесс ведётся с помощью ботов).
Если говорить о роли астротурфинга в мире, достаточно привести тот факт, что, именно благодаря данному направлению на американских выборах, победил Дональд Трамп. Работа с узкими целевыми группами и формирование необходимого общественного мнения сделали свою работу. Итог мы все знаем.
Чтобы проверить работу астротурфинга, достаточно написать гневный комментарий (пост) в какой-нибудь популярной группе в социальной сети о, например, недобросовестном операторе сотовой связи или плохом качестве оказания услуг с его стороны. Потребуется не так много времени, чтобы вас начали доставать сообщениями о том, что именно не устроило и как могли бы компенсировать вам недостатки. Не получив от вас обратной связи, под вашим постом появится ряд противоположных хвалебных отзывов.
Если говорить о астротурфинге в целом, то это не настолько страшный инструмент манипулирования, как многие могли себе представить. Ведь общественное мнение можно использовать и во благо: приучить людей к бережному отношению к природе, обратить внимание власти к вновь появившимся острым социальным проблемам, пропаганда здорового образа жизни и занятий спортом. Запустив положительную цепную реакцию, можно и впрямь решить практически любую проблему.