В деловых кругах, при возникновении спора между лицами, особое место отведено претензии. Более того, в соответствии с ч. 5 ст. 4 Арбитражно процессуального кодекса РФ большинство гражданско-правовых споров может быть передано на рассмотрение арбитражного суда только после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии, если иной срок не установлен договором или законом. Что же такое - претензия?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Под претензией следует понимать требование заинтересованного лица, направленное непосредственно контрагенту, об урегулировании спора между ними путем добровольного исполнения заявляемого требования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕТЕНЗИИ
Требование (претензия) облекается в форму письменного документа, содержащего четко сформулированные требования (например, изменить или расторгнуть договор, исполнить обязанность, уплатить задолженность или выплатить проценты и т.д.).
В претензии указываются обстоятельства, на которых основываются требования (например заключение договора, отгрузка товара, обязанность оплаты), а также доказательства, подтверждающие их (со ссылкой на соответствующее законодательство или норму договора).
Претензия должна содержать сумму претензии и ее расчет (если она подлежит денежной оценке), перечень прилагаемых к претензии документов и иные сведения, необходимые для урегулирования спора.
НАЗНАЧЕНИЕ ПРЕТЕНЗИИ
Как следует из определения, претензия служит инструментом досудебного урегулирования спора. Правильно составленная претензия способна донести до контрагента серьезность намерений отправителя претензии, его планы на судебную защиту с использованием всех доступных истцу прав (принятие обеспечительных мер, взыскание неустойки, судебных расходов и прочее) и может помочь потенциальному ответчику не доводить дело до суда.
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПРЕТЕНЗИИ
Судебная практика к доказательствами соблюдения истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком относит:
- почтовую квитанцию (выдается при отправке документов заказным или ценным письмом);
- заверенную выписка из журнала записей факсимильных сообщений (при отправке документов по телетайпу или факсу);
- копию самой претензии, содержащую отметку ответчика о принятии документов (в том случае, если документы вручены лично).
Касательно направления претензии по электронной почте, существует неоднозначная судебная практика. Признание претензии направленной чаще всего происходит, если претензия направлена по адресу электронной почты, указанному в договоре.
ОТВЕТ НА ПРЕТЕНЗИЮ
Ответ на претензию также может быть инструментом в споре между контрагентами. В ответе сторона спора может возражать на приведенные другой стороной доводы, а также предлагать мирные способы решения спора (рассрочка выплаты, перевод долга и другие).
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕТЕНЗИИ
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Важно убедиться, что претензия составлена правильно, содержит нужную информацию и адресована надлежащему лицу по его известному адресу (бывают случаи оставления без движения в следствии неправильного указания номера комнаты в здании, ошибка в наименовании организации, фамилии директора и прочее).
ОБРАЗЦЫ