Найти тему

Демагогические приёмы для начинающих III

Оглавление

Продолжаем разбор наиболее часто встречающихся демагогических приёмов на примерах из жизни. Ссылки на предыдущие части Вы найдёте в конце материала.

4. Ложная дихотомия выбора.

Приём, который некорректно разделяет явление на 2 группы и предлагает оппоненту выбирать между ними.

Пример 1:

"Либо ты поддерживаешь ЛГБТ браки, ввоз мигрантов и сексуальное просвещение детей начиная с 4 лет, либо ты расист, сексист и маргинал, противник прав человека."

Этот демагогический тезис даже превратился в политическую практику, позволяя репрессировать всех, кто не согласен с леволиберальной-глобалистской политикой властей некоторых стран. При этом он остаётся демагогией, навязывая выбор из двух ложно выделенных позиций. Либо ты принимаешь позицию оппонента, либо добровольно роняешь свою репутацию.

Пример 2:

"Делай уроки! Или хочешь всю жизнь улицы мести?!"

Житейский пример, похожий на Пример 1. Но сформирован по принципу причинно-следственной связи. "Или ты принимаешь мою точку зрения, или в будущем у тебя будут проблемы" - это образчик завуалированной угрозы.

От ложной дихотомии выбора во всех случаях спасает обозначение, что выбор надуман и, поэтому, ложен.

5. Ложная дилемма.

Продолжение ложной дихотомии выбора, когда к ней применяется доказательство "от противного".

Пример 1:

"Человек, который утверждает, что его похитили инопланетяне, он или сумасшедший, или это правда".

Привет каналу REN TV. Они мастера своего дела и написали бы это пособие не хуже меня. Продолжение рассуждения:

"Человек не сумасшедший (справка есть), значит его правда похищали инопланетяне."

Выглядит как доказательство, хотя ошибка допущена уже в ложном противопоставлении.

Пример 2:

"Вселенная возникла случайно, либо в её основе лежит разумный замысел. Нельзя доказать, что это был разумный замысел, значит всё было случайно."

Здесь также выкидываются все альтернативные варианты вроде "Вселенная могла вообще не возникать, потому что времени на самом деле нет, это просто свойство нашего восприятия"

Но данный пример интересен тем, что доказательство "от противного" не проводится (это невозможно), а бремя доказательства перекладывается на оппонента.

Продолжение следует...

-2

Предыдущие статьи цикла:

Часть 1

Часть 2