Возле моей станции метро находится рынок. Я люблю заглядывать на него после работы. Удобно, что по пути, там всегда свежие овощи, фрукты, вкусные сыры из Беларуси, сухофрукты из Армении, фермерское мясо. Но вот незадача. Забегаю я как-то на рынок налегке, с собой лишь документы да банковская карточка. Набираю в пакет всего понемногу: самые спелые помидоры, огурчики, зелень. Подхожу расплачиваться, протягиваю карту, а мне продавец: «Нет, по карте мы не принимаем, ищите наличку».
Спрашивается, где ее искать? Бежать до ближайшего банкомата мне некогда, да и устал после работы. Вот и пришлось мне тогда оставлять пакет с овощами на рынке, топать до ближайшего магазина, покупать продукты там. Поэтому я стараюсь с собой всегда носить хоть немного наличных.
Это странно. Вроде бы у нас в стране постоянно что-то делается для того, чтобы люди как можно чаще расплачивались банковской картой. Центральный банк регулярно отчитывается о том, как растет доля безналичных платежей в России. Кстати, по итогам первого полугодия 2019 года она составила 68%. При этом более 90% операций по картам граждан пришлось именно на безналичные трансакции: оплату товаров и услуг, переводы с карты на карту или на банковский счет.
Все это хорошо развивается. Хорошо, да не очень. Как покупатель я постоянно сталкиваюсь с тем, что продавцы отказываются принимать карты. И не только продавцы. Приходишь в ресторан, а тебя на входе сразу предупреждают: оплата только наличными. На вопрос «Почему?» отвечают, что у них сломан терминал. Или нет связи с банком. Но это все отговорки. Причина в том, что магазины, торговые сети и рестораны перечисляют банкам комиссию за эквайринг — прием банковских карт.
Стоит эквайринг для торгово-сервисных предприятий по-разному. Это зависит от банка и оборота каждого терминала. Но, как правило, комиссия составляет от 1,5% до 3%. Поэтому мелкие торговцы на рынках даже не предлагают терминалы. Уверен, что у многих их просто нет. Ведь это только кажется, что 3% — мало. Для малого бизнеса, у которого итак торговля идет туго (ведь конкурировать с торговыми сетями продавцы на рынке просто не могут), это очень и очень ощутимо. Вот и просят всегда платить «живыми» деньгами. Это, пожалуй, единственная причина, почему я иногда не люблю карты.
В феврале бизнес пожаловался на высокую комиссию по безналичным платежам президенту Владимиру Путину. Предложили, чтобы у нас было почти как в Европе — комиссия 0,2% для дебетовых карт и 0,3% для кредитных. Но Центральный банк и Минпромторг выступили против такой затеи. Правда, удочку ретейлеры закинули. Что будет дальше, посмотрим. А пока приходится носить наличку в кармане.
Аркадий Копейкин