Слухи о том, что особисты могли вытворять всё, что душе угодно, и отправлять в лучший мир любого не понравившегося им солдата или офицера, мягко говоря, преувеличены. Только проведя расследование, и доказав вину подозреваемого, работник Особого отдела по законам военного времени мог применить оружие. Напротив, если несколько свидетелей видели своими глазами, что какой-то солдат пытался перебежать к врагу, тогда его можно было пускать в расход без суда и следствия. В остальных случаях особист занимался оформлением дела, которое потом отправлял в военную прокуратуру. И уже суд военного трибунала решал, казнить или миловать раба божьего.
В годы ВОВ в рядах Красной армии, пользуясь неразберихой, свойственной любой войне, постоянно крутились шпионы и вражеские агенты всех мастей. Эти деятели были главной целью Особого отдела. Кроме того, в тяжелые месяцы отступления нужно было каким-то образом удерживать линию фронта и обеспечивать элементарный порядок в войсках. Поэтому паникеров и трусов, когда такие выявлялись, работники Особого отдела без лишнего шума и марания бумаги ставили к стенке.
Особисты не были палачами или убийцами, и наряду с простыми бойцами, тоже внесли собой существенный вклад в победу. Бок о бок с обычными пехотинцами они так же ходили в атаки на немецкие пулеметы, а если надо было, то и отступали. Командный состав Красной Армии был лакомым куском для шпионов Вермахта, потому что именно от командиров можно было узнать, где будет дислоцироваться та или иная часть, и какие задачи перед ней поставлены. Готовить наступательные операции не всегда удавалось в атмосфере строгой секретности, а немецкие агенты постоянно охотились за такой информацией.
В хаосе войны через линию фронта постоянно бежали и отставшие от своих дивизий бойцы, и военнопленные, и вражеские шпионы. Всю эту разношерстную толпу нужно было держать под контролем, своевременно выявляя в её рядах немецких лазутчиков. Кроме того, кругом была масса солдат, у которых не было вообще никаких документов. Многие потеряли документы в бою, другие попали после ранения в госпиталь, и тоже не знали, куда пропали их солдатские книжки. И поди тут разберись, у кого из них что на уме. Поэтому у особистов работы был непочатый край. Им приходилось создавать досье почти на каждого солдата и командира. И, конечно, их боялись.
Когда сотрудник особого отдела приезжал в батальон или дивизию, это говорило о том, что в военной части есть серьёзные проблемы. Настоящие чистки проходили в основном среди командирского состава. Рядовых солдат это, как правило, не касалась. Ведь у них была одна задача - бежать в атаку, стрелять по врагу, и кричать громогласное "Ура!" В 1943 году особый отдел получил новое название - СМЕРШ. Это переводилось, как смерть шпионам, и означало только одно: решительные люди пришли в ряды Красной Армии с серьёзными намерениями. И до конца войны смершевцы успешно боролись с вражескими шпионами, потому что в переломный момент истории повлиять на ход событий и судьбу страны могли только сильные люди.
Информация для публикации собрана в открытых источниках.
Другие статьи:
- Когда у Гитлера появились новые чудо-танки, "Тигр" и "Пантера", Фюрер решил, что теперь он сможет переломить ход войны, и окончательно расправиться с колорадами. Читать дальше >>>
- Вермахт проиграл битву под Курском не из-за несовершенства немецких танков. Гитлеровская армия не смогла справиться с неисчерпаемыми запасами людей и бронетехники немытых ватников. Читать дальше >>>
- По мнению британских СМИ, российская армия не случайно напала на Крым, а поддалась влиянию специально подготовленных Кремлем провокаторов, которые орудовали на полуострове. Читать дальше >>>