Найти тему
Дмитрий Бондаренко

"Публичная женщина" (1984)

1. Вступление

В 1988 году Анджей Вайда снял во Франции экранизацию «Бесов». Но, к сожалению, после прекрасного «Дантона», известный польский режиссер опять позволил политике взять вверх над творчеством. Конечно, у Анджея Вайды были прекрасные фильмы (например, «Пепел и алмаз», «Пепел» и «Человек из мрамора»), но были и весьма проходные фильмы, включая вышеназванный.

За четыре года до Анджея Вайды, другой польский режиссер Анджей Жулавски решил включить мотивы «Бесов» в свой третий французский фильм под названием «Публичная женщина».

2. Le zulawskien

Сын дипломата Анджей Жулавски имел возможность закончить университеты во Франции и Польше. Он посещал Парижскую киношколу (IDHEC), Парижский и Варшавский университеты. Благодаря этому он обрел огромный интеллектуальный багаж, научился прекрасно говорить по-французски и обрел второй дом в стране Западной Европы. Поэтому, в начале 1970х и 1980х он два раза переезжает во Францию.

Его первый французский фильм («Главное – любить») стал хитом, хоть даже сам режиссер недолюбливал этот фильм. Второй фильм («Одержимая») стал одним из самых известных фильмов Анджей Жулавского, но, смотря с нынешней перспективы, я бы не назвал его лучшим творением режиссера (но это не умаляет множество его достоинств). Несмотря на все, «Одержимая» закрепила его репутацию как одного из самых неординарных режиссеров мирового кино.

В 1984 году Анджей Жулавски решил снять фильм о Западной Европе того времени, назвав его «Публичной женщиной». Чтобы изобразить современность того времени, режиссер решил обратиться к мотивам русской классики, а именно к уже упомянутым «Бесам» Ф.М. Достоевского (в начале фильма это произведение называется «романом о людях, пытающихся изменить мир через насилие»).

-2

3. Дурачок, ты живешь в нормальной стране (К. Кесьлевский)

В одном из своих интервью, Анджей Жулавски высказывал свое недоумение о нравах Западной Европы 1970-1980х гг. В особенности его поражали талантливые западноевропейские режиссеры, проповедовавшие леворадикальные идеи, и стремящиеся разрушить строй своих родных стран. Поэтому «Публичная женщина» включает в себя три сюжетные линии: борьбу Этель, съемки «Бесов» и политический триллер о визите литовского епископа в Париж.

В свою очередь, «Бесы» именовали «романом-предупреждением». Сильно упрощая, этот роман – история о группе радикальных людей, стремящихся утопить в крови тогдашний российский строй. Одними из центральных фигур романа являются дьявольски умный и аморальный манипулятор Петр Верховенский и гений зла Николай Ставрогин. Позже именно подобные люди совершат революцию и пустят под нож миллионы людей.

В послевоенной Западной Европе также было полно подобных прекрасно образованных людей, использовавших свой интеллект ради уничтожения, а не созидания. Именно такие люди создавали и участвовали в работе террористических группировок, сеявших ужас в городах Западной Европы. Также часть таких людей ушло в творчество и создавало гениальные фильмы, полные ненависти к западному строю.

-3

4. Меня зовут Лукас Кесслинг

Один из главных героев фильма – немецкий режиссер Лукас Кесслинг является воплощением одного из героев «Бесов», перенесенных во Францию 1980х годов. Безумство и радикализм идут в нем нога в ногу. Он выбрал съемки «Бесов», чтобы показать свое отношение к окружающему его строю и поэтому мы видим съемки сцен планирования разрушения строя.

В повседневной жизни он также несет в себе дух разрушения, пытаясь поработить молодую и неопытную актрису Этель, выбранную им на роль Лизы Тушиной. Чтобы заставить ее прочувствовать роль Лизы Тушиной он начинает создавать для нее экстремальную ситуацию в реальном мире, но не зайдет ли он слишком далеко?

Некоторые критики видели в Лукасе Кесслинге пародию на недавно умершего Райнера Вернера Фассбиндера, но я не уверен в точности этого сравнения, потому что мало знаком с творчеством этого немецкого режиссера. В этой связи лучше считать его воплощением западноевропейского радикального интеллектуала того времени.

-4

5. Я посадил ее в самолет до Праги

Начало 1980х совпало с Исламской революцией в Иране и новым витком Холодной войны (военное положение в Польше, провал политики «разрядки»), что повлекло всплеск числа политических убийств эмигрантов и террористических актов в городах Западной Европы, в частности в Париже. Также из Восточной Европы и Ирана хлынул новый поток беженцев от репрессивных режимов.

Некоторое число этих эмигрантов было «спящими агентами» разведок или спецслужбы имели на них компромат (например, на Родине их заставляли доносить на товарищей, а потом «за верную службу» отпускали на Запад, но они оставались «на карандаше»). И через некоторое время для этих эмигрантов наступало время «вернуть должок».

Католическая церковь на тот момент также стала одним из инструментов Холодной войны, после избрания поляка Кароля Войтылы Папой римским. Параллельно с ним в ряде стран Восточной Европы активизировались антиправительственно настроенные католические проповедники и они были самыми опасными врагами режима, потому что обладали огромным моральным авторитетом среди населения, поэтому их старались очернить или ликвидировать.

Как ни странно, через четыре месяца после премьеры «Публичной женщины», в Польше был зверски убит священник Ежи Попелушко – один из лидеров антикоммунистической оппозиции. Анджей Жулавски оказался пророком.

-5

6. Личный взгляд режиссера

Анджей Жулавски никогда не был политизированным режиссером, как Анджей Вайда. Он снимал несколько фильмов на политические темы (включая «Дьявола», за которого его в первый раз выгнали из Польши), но он никогда не делал их агитками (как «Человек из железа»), он просто фиксировал происходящие вокруг него события.

В одном из своих последних интервью он точно высказал свои мысли: «Вообще худшее, что может произойти с режиссером, это наличие миссии, темы, будь то политической или социальной». В этой связи Анджей Жулавски не очень жаловал «польское кино эпохи морального беспокойства» и таких западных режиссеров, как Кен Лоуч.

Поэтому он просто снял фильм о том безумном цирке, творившемся в Западной Европе 1980х годов и в этом процессе ему удалось полностью перенести динамизм «Бесов» на кинопленку. Вспомните экранизацию Вайды – она скучна. А «Бесы» - роман от которого невозможно оторваться из-за его бешеного динамизма и диалогов. И из всех просмотренных экранизаций «Бесов», только адаптация Жулавского вышла динамичной.

-6

7. Освобождение женщины

Анджей Жулавски очень любил женщин и прекрасно умел работать с актрисами. В его фильмах женщины играли свои лучшие роли, вспомните хотя бы Роми Шнайдер, Изабель Аджани и Софи Марсо. В этот раз его наметанный глаз разглядел потенциал в Валери Каприски и ему удалось ее получить на главную роль, несмотря на протесты продюсеров.

Этель, героиня Валери Каприски, поначалу является полной реинкарнацией Лизы Тушиной. Окружающих интересует только ее тело и она может зарабатывать только им, снимаясь для порнографических журналов. Затем она попадает под влияние Ставрогина – Лукаса Кесслинга, - и вполне может разделить судьбу Лизы Тушиной. Но через некоторое время ей удается взять верх над окружающими ее демиургами, разорвать оковы и стать самостоятельной фигурой.

-7

8. Итог

Польско-французский интеллектуал Анджей Жулавски снял умный и динамичный фильм о хаосе, творившемся в Западной Европе первой половины 1980х. В отличие от большинства «авторско-политических» фильмов, он даже умудрился получить неплохие кассовые сборы и не устареть через 30 лет. По-моему, это один из его лучших французских фильмов.

Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/68057.html.