Твой дом, больше не твоя крепость — если, кому то показалось, что в ней произведена незаконная перепланировка или установленное газовое оборудование нуждается в проверке.
Министерство юстиции России предложило наделить судебных приставов правом взламывать двери частных квартир и домов российских граждан в случае, если жильцы препятствуют или отказываются от проверок газового оборудования и перепланировки жилья. Согласно поправок к закону «Об исполнительном производстве» законопроекту, разработанных Минюстом, принудительный доступ будет производиться в присутствии понятых и при наличии необходимого для этого разрешения.
В случае принятия документа приставам, проверяющим правомерность перепланировки и (или) установки газового оборудования, разрешат вскрывать помещение, если иначе туда нельзя попасть. Также указывается, что можно будет разрушать элементы и конструкции, которые мешают проникнуть в квартиру или дом.
Принудительный доступ (взлом дверей) может быть разрешен только после истечения двух пятидневных сроков для добровольного исполнения требования. В случае принудительного доступа судебный пристав должен обеспечить сохранность имущества жильца.
Проект выставлен на общественное обсуждение до 8 октября 2019 года. Приводим его текст полностью:
«Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части установления особенностей исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении доступа в помещение в многоквартирном доме при осуществлении надзора за соблюдением порядка осуществления переустройства и перепланировки, осуществления обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования
Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 30, ст. 4573, № 49, ст. 7067; 2013, № 52, ст. 7006; 2014, № 11, ст. 1099; 2015, № 48, ст. 6706; 2016, № 1, ст. 45; 2017, № 41, ст. 4849; 2018, № 53 (ч. 1), ст. 8465; 2019, № 10, ст. 984) следующие изменения:
1) часть 3 статьи 68 дополнить пунктом 10.3 следующего содержания:
«10.3) принудительный доступ в помещение в многоквартирном доме при осуществлении надзора за соблюдением порядка осуществления переустройства и перепланировки, а также за соблюдением порядка осуществления обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;»;
2) дополнить статьей 107.1 следующего содержания:
«Статья 107.1. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении доступа в помещение в многоквартирном доме при осуществлении надзора за соблюдением порядка осуществления переустройства и перепланировки, обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования
1. В случае, если должник в течение установленного срока для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении доступа в помещение в многоквартирном доме при осуществлении надзора за соблюдением порядка осуществления переустройства и перепланировки, а также за соблюдением порядка осуществления обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее – требование о предоставлении доступа) не предоставил такой доступ, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, устанавливает должнику новый срок для предоставления доступа и предупреждает его, что по истечении указанного срока доступ в помещение будет производиться без дополнительного извещения должника.
2. Исполнение требования о предоставлении доступа в помещение в многоквартирном доме при осуществлении надзора за соблюдением порядка осуществления переустройства и перепланировки, обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования включает в себя обеспечение судебным приставом-исполнителем беспрепятственного входа взыскателя в указанное в исполнительном документе помещение.
3. Принудительный доступ в помещение в многоквартирном доме при осуществлении надзора за соблюдением порядка осуществления переустройства и перепланировки, обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования производится с участием понятых (в необходимых случаях – при содействии сотрудников органов внутренних дел)
с составлением соответствующего акта о предоставлении доступа в помещение.
4. При осуществлении принудительного доступа в помещение судебный пристав-исполнитель вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки, и их осмотр.
При этом судебный пристав-исполнитель принимает меры по исключению возможности беспрепятственного доступа посторонних лиц в указанное помещение, а также обеспечивает сохранность имущества должника в порядке, установленном главным судебным приставом Российской Федерации.
5. В целях предоставления доступа в помещение судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию.
6. Для обеспечения принудительного доступа в помещение судебный пристав-исполнитель может предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника.
7. Возмещение расходов на применение мер принудительного исполнения осуществляется в порядке, предусмотренном главой 16 настоящего Федерального закона.» — говорится в документе.
Замглавы комиссии Общественной палаты России по общественному контролю Артем Кирьянов пояснил это решение властей так: «Люди делают перепланировки, никаким образом их не оформляют, они входят в противоречие с инженерными правилами, угрожают безопасности не только людей, проживающих в этой квартире, но и всего дома».
Зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Александр Башкин заявил: «Неприкосновенность жилища гарантируется статьей 25 Конституции РФ, никто не вправе проникнуть в жилище без воли его хозяина. Однако в этой же статье допускаются и ограничения этого права: без согласия владельца жилища в него могут проникнуть определенные лица в случаях, определенных по судебному решению, а также в ряде случаев, когда такое проникновение необходимо для спасения жизни или недопущения уничтожения улик».
По его словам, в Совфед этот законопроект пока не поступал, а когда он поступит, текст будет внимательно рассмотрен.
«Мое личное мнение — нет никакой срочности, неотложности или незамедлительности в необходимости проверить показания приборов учета или состояние перепланировки, в этом нет столь незамедлительной необходимости. Поэтому можно воспользоваться уже имеющимися в действующем законодательстве инструментами, которые могут заставить граждан предоставить необходимые сведения, в том числе судебными решениями», — заявил зампред комитета.
Комментарии ОД “5 Оборона Севастополя”:
Как и с применением прочих «сырых» законов, предполагаем тут тоже будут злоупотребления.
Например, кляуза соседей на руководителя неугодной власти общественной организации (движения и т.п.), который зарегистрировал свою общественную организацию по своему адресу регистрации (что разрешено законом), дает формальный повод получить доступ к его квартире и выяснить путем визуального осмотра, чем он там занимается. В частности, выяснить используется ли указанное в регистрационном адресе юрлица помещение для общественной работы, осуществление которой на дому, пока что не запрещено законом.
Во время проверки, помимо работы газового оборудования и перепланировки можно легко оценить наличие и количество в жилом помещении оргтехники: компьютеров принтеров, сканеров, сейфов, стеллажей для документов, количество офисных рабочих мест. По совокупности этих признаков вполне возможно выявить «подпольную» типографию, занимающуюся тиражирование листовок или домашнюю редакцию какого-нибудь интернет-издания.
Подобные «досмотры жилья» без решения суда и заведения административного или уголовного дела в связи с каким-либо правонарушением практикуются в России и Севастополе уже давно. Так, например, в прошлом году участника ОД “5 Оборона Севастополя”, председателя общественной организации по социальной защите и поддержке жителей Севастополя, проверяли ФНС и МВД по необоснованной жалобе сомнительного гражданина (то-ли давно умершего, то-ли находящегося в розыске, — прим. редакции) в связи с его общественной работой, которой он занимается вот уже более 15 лет.
Налоговики даже сфотографировали его дома на рабочем месте, а позже, не найдя никаких нарушений (все отчеты НКО сдавала вовремя), пытались вызывать повесткой на ДОПРОС в ФНС, чтобы он им «рассказал, чем занимается и на что живет…»
На следующий день к нему заявился участковый с вопросом в лоб: «Какое отношение он имеет к сайту «5 Оборона Севастополя»». Получив от «ворот поворот» он пообещал, что «раз так», то передаст материалы (х.з. какие) в Центр по противодействию экстремизму. После жалобы в прокуратуру все резко успокоились, хотя превышения в действиях налоговиков и не признали…
Представляете, что может начаться сейчас, после принятия таких поправок?
Учитывая, что в жилых помещениях небогатых общественников, рабочее место, не связанное с удовлетворением бытовых нужд, как правило, организуется на застекленных лоджиях, мансардах и в пристройках, полуподвалах и чердаках, это зачастую сопровождается переносом газовых плит, нарушениями вытяжной и естественной вентиляции с окон застекленных балконов и прочими последствиями кустарной перепланировки, на которую вынуждены идти люди с целью экономии полезной площади жизненного пространства.
Аналогичная ситуация происходит и с домашними «цехами» кустарей-надомников, не все из которых спешат оформить предпринимательство.
В результате рейда, на лоджиях и в пристройках граждан сейчас можно обнаружить все что угодно: мастерскую по ремонту бытовой электроники, слесарную мастерскую, майнинг-ферму, склад вещей, доставляемых на заказ из Китая по совместным закупкам, производимым на форуме или в соцсетях, самогонный аппарат и даже плантацию анаши.
Люди, проживающие в менее стесненных жилищных условиях, могут на своих жилых квадратных метрах устраивать притоны, бордели и незаконные хостелы.
Комментарии ОД “5 Оборона Севастополя”:
Учитывая вышеизложенное, полагаем, поправки Минюста (который, кстати, ведет Реестр некоммерческих организаций) к закону «Об исполнительном производстве», расширяющий основания для проникновения судебных приставов в помещения граждан, по мимо улучшения пожарной безопасности частного жилья и профилактики обрушения пристроек на головы соседям, при правильном применении, может иметь далеко идущие перспективы. В частности, способствовать борьбе с:
- незаконной предпринимательской деятельностью,
- выращиванием, сбытом наркотических веществ и этил-содержащих продуктов,
- незаконной миграцией,
- проституцией,
- экстремизмом и терроризмом,
- многими другими, беспокоящими власть проблемами в нашем неспокойном обществе…
Обстоятельства, «случайно» выявленные в ходе проверки газового оборудования и перепланировки жилья гражданина могу послужить достаточным поводом для его проверок иными, фискальными и даже силовыми органами…
Законопослушным гражданам в связи с этим нечего опасаться.
Просто, после очередных выборов, власть окатила нас очередной волной своей любви и заботы о нашей жизни…
По материалам СМИ,
от имени ОД “5 Оборона Севастополя”
Дивергент