Иногда у многих играющих в Dendy могла возникнуть мысль о том как же устроен картридж, но будучи детьми (а большинство играло именно в этом возрасте), мало кто решил бы всерьёз этим заняться. Но вот мы выросли, пора это выяснить, хотя бы для общего развития.
Я понимаю, что читающие эту статью маловероятно являются инженерами, поэтому будет рассказано всё поверхностно, с максимальными упрощениями.
CPU (Central Processing Unit) - "мозг" устройства.
PPU (Picture Processing Unit) - генерирует видео сигнал для вывода.
Кратко о работе картриджа Dendy. Все данные необходимые для игры хранятся на самом картридже, и логично предположить что эти картриджи отличаются по объёму хранимых данных. Из-за технических ограничений, одновременно для CPU и PPU может адресоваться только ограниченный объём данных и как правило этого объёма хватало только на очень небольшие по размеру игры, но инженеры обладали способом, которым можно решить эту проблему. В Dendy организован метод страничной адресации памяти. Суть метода - когда возникает необходимость, происходит переключение на другие блоки памяти, которые адресуются для CPU и PPU. Процессом переключения занимается контроллер, именуемый маппером. Сам процесс можно сравнить с книгой - вы (CPU и PPU) читает страницу (блок памяти на картридже), прочитав которую, маппер переворачивает вам на новую страницу (новый блок памяти).
Картридж для Dendy может содержать следующие элементы:
PRG-ROM - занимается хранением данных и программы самой игры.
CHR-ROM / CHR-RAM (ПЗУ / ОЗУ) - хранят знакогенераторы, которые занимаются хранением тайлов (изображений) 8х8 пикселей. В первом случае знакогенераторы прошиваются заранее, во втором случае тайлы хранятся в PGP-ROM и потом программно загружаются в CHR-RAM.
Mapper - занимается реализацией адресации определённых блоков памяти для CPU и PPU.
И очень редко:
Звуковой процессор - использовался для более качественного звука.
SRAM (она же WRAM) - память, основное предназначение которой было хранение ваших сохранений. Питание от отдельной батарейки. Лично я никогда не встречал картриджей для Dendy с возможностью сохранения, но технические ресурсы уверяют что они были, поэтому верить или нет этому, решать вам. В оригинальных картриджах для NES данная память точно встречалась, например в Final Fantasy I.
Expansion ROM\RAM - просто дополнительная память для CPU.
VRAM - тоже дополнительная память но уже для определённых нужд PPU, крайне редкое явление.
Это был краткий разбор устройства картриджа для Dendy. Надеюсь я вас не слишком утомил техническими терминами, но без них в данном случае нельзя. О взаимодействии картриджа с самой приставкой будет посвящена отдельная статья.
Было интересно и не против ещё почитать о играх и приставках тех времён? Тогда самое время подписаться на канал.
Ice Climber на NES или сложные будни эскимосов
Эмулируем Dendy (NES). 5 лучших программ это сделать
5 редких игр для Dendy в которые мало кто играл