Путеводители пишут о Маниле как о столице, в которой, за исключением испанского форта Интрамурос, нечего смотреть. Во многом это правда: вторая мировая война не пощадила Манилу, а послевоенное руководство решило не восстанавливать старую колониальную застройку.
В итоге то, что мы наблюдаем сегодня, представляет собой довольно безвкусное нагромождение серых «коробок», лишенное всякого градостроительного плана.
Здесь есть отдельные, очень редкие, красивые здания, тут есть необычное китайское кладбище, но в целом эстету в Маниле нечего искать. Тем не менее, Манила — это ворота островного государства, ярче любого другого места отражающие современные Филиппины.
Первое, что бросается в глаза едва вы покидаете здание аэропорта — «джипни», адаптированные под микроавтобусы пикапы, являющие собой гибрид джипа и черт знает чего.
Сотни тысяч джипни курсиуют по Филиппинам, отчаянно загрязняя своим выхлопом и без того неважную экологию. Трудно сказать, почему в качестве городского общественного транспорта филипинцы выбрали именно джипы: у них явно большой расход горючего, они неудобные и небезопасные.
На мой субъективный взгляд, простейший микроавтобус существенно практичнее во всех отношениях. Впрочем, филиппинцы — народ простой, привычный к трудностям и ценящий традиции. А джипни — это больше, чем традиция, это часть их истории —
Существует несколько теорий того, почему джипни стали толь популярны. Некоторые считают, что покидая Филиппины, американская армия подарила местным тысячи джипов, которые филиппинцы переделали в «джипни». По другой версии, джипни никакого отношения к американцам не имеют, и всегда собирались местными мануфактурами с иcпользованием, разве что, американских двигателей.
Сами владельцы джипни видят свои забавные колымаги кем угодно, только не «джипами», смотрите сами, какие марки они «лепят» на радиаторы своих вороных коней: Isuzu, Mercedes и так далее —
Одного не отнять: владельцы джипни любят свою машину, украшают ее от души, каждый автомобиль уникален. Внутри джипни тесно и очень душно, людей набивается от полутора десятков до 25–30 человек в час пик —
Для разнообразия, помимо джипни мы передвигались по Маниле на электропоезде, пересекающем весь город с севера на юг. Отличный и явно недооцененный туристами вид транспорта, по линии движения которого расположены все достопримечательности Манилы, плюс почти все автобусные станции, плюс даже аэропорт (от последней станции электрички до аэропорта — пара километров) —
Как уже говорилось выше, за пределами Интрамуроса очень мало что указывает на «Париж Азии», как ее называли до 1945 года и американских бомбардировок. Отдельные красивые здания —
В Маниле немало китайцев, живущих в неизменном «Чайнатауне» —
Честно скажу, меня Чайнатаун не впечатлил. Довольно серо и скучно.
Ряд монументальных зданий в центре города напоминает нам об американском периоде правления, например центральная почта, в наши дни почему-то не функционирующая и обнесенная плотным забором —
В парках специальные люди помогают ловить вшей —
Избавившись от вшей — не грех перекусить —
...сыграть в шахматы —
...выспаться в кузове пикапа и... переехать жить в Австралию —
...не вышло с Австралией — продолжаете спать —
Терапевтический и расслабляющий массаж —
Та самая почта, о которой мы выше говорили —
Парк Ризаль —
Кой-где речка вышла из берегов и слегка подтопила идущую вдоль нее улицу —
тут уже все откачали :-)
Испанский католический собор, чудом сохранившийся после войны —
Обратите внимание на пивную банку в руках у просящего —
Различные виды моторикш —
Уличный баскетбол —
Вечер на реке —
А еще в Маниле есть красивая и здоровенная крепость - о ней я в начале уж упоминал, и обязательно расскажу подробнее -
Наверное вы спросите, а почему пост называется: «Город на реке, напоминающий Центральную Америку»? Дело в том, что от ощущения, что все это я уже видел — не мог избавиться. Такой же типаж людей, такой же климат, такой же менталитет, такая же архитектура... одним словом, кто бывал в Никарагуа или даже просто на Кубе — меня поймет.