Найти тему
ART-кафе

Шедевры венецианской живописи.

"Моисей и дочери Иофора". Себастьяно Риччи (1659-1734), ученик Себастьяно Маззони и Федериго Червелли
"Моисей и дочери Иофора". Себастьяно Риччи (1659-1734), ученик Себастьяно Маззони и Федериго Червелли

Собрание венецианской живописи 18 века — эпохи, называемой в итальянском искусствоведении сеттеченто, - одна из самых полных и ценных в своей совокупности коллекций из всего богатого итальянского фонда будапештского Музея изобразительных искусств.

Составляющие его пятьдесят картин 25-ти мастеров широко раскрывают перед нами венецианское сеттеченто от так называемых мастеров «тенебросо» конца 17 века вплоть до завершающих этот период классицистов.

" Вознесение Мадонны". Себастьяно Риччи
" Вознесение Мадонны". Себастьяно Риччи

Хранящийся в музее ряд произведений характеризует почти все его ветви, направления, жанры. Среди них есть и выдающиеся памятники всемирной живописи, знаменитые творения Себастьяно Риччи, Джованни Баттисты Тьеполо, Джованни Антонио и Франческо Гварди, Бернардо Беллотто.

Происхождение собрания можно проследить до самого времени формирования основного материала музея. Множество ценных памятников живописи сеттеченто поступило в 1836 году как дар от архиепископа Пиркера в пештский Национальный музей, от туда они перешли в Государственную картинную галерею, и, наконец, в открывшийся в 1906 году Музей изобразительных искусств.

"Исцеление Иисусом парализованного". Джованни Антонио Пеллегрини, (1675-1741), ученик Паоло Пагано
"Исцеление Иисусом парализованного". Джованни Антонио Пеллегрини, (1675-1741), ученик Паоло Пагано

Эгерский архиепископ Янош Ласло Пиркер приобрёл эти картины в бытность свою патриархом в Венеции (1820-1827), где он скупал их у распущенных монастырей и частных лиц. Таково происхождение «Непорочной девы» Тьеполо, серии венецианских ведут, по последней атрибуции приписываемой Джакомо Гварди, картин Грасси, Д. Б. Питтони, Мариески и других.

"Непорочная Дева и шесть святых". Джованни Баттиста Тьеполо, (1696-1770), ученик Григорио Лаззарини.
"Непорочная Дева и шесть святых". Джованни Баттиста Тьеполо, (1696-1770), ученик Григорио Лаззарини.

Ценные произведения венецианской живописи 18 века содержит и другая коренная коллекция музея — собрание Эстерхази, приобретённое в 1870 году венгерским государством у князя Миклоша Эстерхази.

Не смотря на то, что в начале 19 века, когда Миклош Эстерхази производил самые крупные закупки картин, интересы его были направлены, в первую очередь, на более ранние эпохи, на итальянскую классику, голландских живописцев 17 века и, прежде всего, на испанских мастеров, он всё же приобрёл в Вене, Италии и даже Испании множество произведений венецианского сеттеченто, среди них большой алтарный образ Тьеполо, изображающий святого Иакова, по одному эскизу Пеллигрини, Питтони и Себастьяно Риччи, ведуты Беллотто, пейзажи Цуккарелли и др.

"Пейзаж с мостом". Франческо Цуккарелли, (1702 - 1788), ученик Паоло Анези, Джованни Мария Моранди и Пьетро Нелли
"Пейзаж с мостом". Франческо Цуккарелли, (1702 - 1788), ученик Паоло Анези, Джованни Мария Моранди и Пьетро Нелли

К сожалению, две картины Пьязетты, фигурирующие в ранних каталогах собрания Эстерхази, не попали в закупленный материал и со временем затерялись.

Но зато князья Эстерхази явились единственными венгерскими коллекционерами, состоявшими в непосредственной связи с одним из венецианских мастеров: как свидетельствую записи того времени, художник Джанбеттино Чиньяроли, уроженец Вероны, написал для Эстерхази два крупных по размерам исторических полотна: «Смерть Сократа» и «Смерть Катона».

"Девушка с прялкой". Пьетро Ротари, (1707-1762), ученик Антонио Балестра, Франческо Тревисани и Франческо Солимена
"Девушка с прялкой". Пьетро Ротари, (1707-1762), ученик Антонио Балестра, Франческо Тревисани и Франческо Солимена

В 19 веке произведения венецианской живописи можно было уже встретить в большом числе в домах венгерских аристократов и богатых буржуа. И хотя значительная часть их попала за границу и рассеялась, странствия многих весьма ценных картин закончились в будапештском Музее изобразительных искусств.

  «Юпитер и Мнемозина». Марко Либери (1640-1725), ученик отца, Пьетро Либери
«Юпитер и Мнемозина». Марко Либери (1640-1725), ученик отца, Пьетро Либери

Героиня греческого мифа Мнемозина, изображённая на украшенном звёздами земном шаре, встречает представшего ей в образе орла Юпитера. Согласно легендам, плодом этой любовной связи явились музы. Эта редкая по сюжету картина, исходя из её вытянутой в горизонтальном направлении, узкой формы и подачи всего изображения как бы со значительно ниже расположенной точки зрения, вероятно, служила для украшения пространства над дверью и первоначально была частью декорации какого-либо дворца в Венеции или её окрестностях.

Следуя традициям 17 века, Либери стремится достигнуть эффекта путём резких противопоставлений угрожающе тёмной гигантской птицы и нежного бледно-розового обнажённого женского тела. Формы его отличаются пластичностью, а вся композиция картины, благодаря диагональному расположению рук и ног — барочным динамизмом.

«Даная». Антонио Беллуччи (1654-1726), ученик Доменико Дисниго.
«Даная». Антонио Беллуччи (1654-1726), ученик Доменико Дисниго.

Юпитер, в образе золотого дождя являющийся заключённой в башне королевской дочери Дание, - начиная с 16 века один из самых популярных сюжетов в итальянской живописи. Беллуччи, часто писавший для аристократии картины на мифологические сюжеты и нередко целые серии обнажённых фигур, неоднократно обращался к этой теме.

Другое произведение Беллуччи на эту тему со стоящей Данаей, написаное художником во время его пребывания в Дюссельдорфе, находится в картинной галерее в Аугсбурге. Будапештская картина была создана, очевидно, несколько раньше, ибо её чистые и определённые контуры и тёплый колорит ближе всего к работам, созданным художником в начале 1700-х годов, в период его жизни в Вене.

Пожалуйста, оцените эту статью и подпишитесь на канал или поделитесь ссылкой на него в социальных сетях, если считаете его интересным. Большое спасибо!