Премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев в марте 2019 года подписал распоряжение, которым одобрил проект соглашения между Министерством внутренних дел Кыргызстана и китайской компанией CEIEC.
По результатам данного соглашения в Киргизии будет установлена новейшая система видеонаблюдения «Умный город». Китайские камеры будут оборудованы системой распознавания лиц. По задумке властей к 2020 году искусственный интеллект в «Умных городах» сможет за три секунды узнать в лицо каждого жителя страны.
На самом деле идея с точки зрения безопасности вроде бы как замечательная. Ну а что!? Совершено преступление – и раз, и преступник пойман… ДТП и виновник зафиксированы… Митинг о правах и свободах – и тут все на карандаше… Собрание о защите от произвола властей – и опять бдительный «Умный город» всех инициаторов позволил вычислить. Ну а если чиновник что совершит, «Умный город» на то и умный, он знает чьи преступления можно фиксировать, а чьи и не стоит…
По данным того же Национального статистического комитета Кыргызской республики, основной пласт преступлений приходится на кражи, преступления, связанные с наркотиками и хулиганство. Как обычно правительство Киргизии пытается решить следствие проблемы, а не её первопричины. Вместо того, чтобы поднимать уровень жизни и культуры, выделять финансирование на образование и поддержку малого бизнеса, вытаскивая население из-за черты бедности, они решили прибегнуть к жёсткому контролю за населением.
Между тем подобный проект, направленный на решение проблемы преступности и безопасности, уже был реализован в одной из провинций Китая. И кстати необходимо отдать должное: Китайцы, как и обещали, лихо решили проблему преступности и безопасности граждан, цена правда для самих граждан оказалось неприемлемой…
Вы когда-нибудь слышали про уйгуров и Синьцзян-Уйгурский автономный район? Не удивлюсь, если нет, ведь вся информация, выходящая за пределы этого района, строго контролируется либо вообще не выпускается.
Уйгуры — это немногочисленный народ, насчитывающий 10 млн человек, которым сильно не повезло. Они мусульмане и потому их жизнь в корне отличается от нашей:
Передвижение:
Уйгурам запрещено свободно передвигаться дальше чем на 300 метров от «безопасной зоны» (дом и работа), если же гражданин всё-таки покидает эту зону, полиция имеет право остановить человека или допросить его родных; Повсюду стоят заборы с колючей проволокой и КПП, проход через которые требует предъявления специальной ID карточки. На этих картах установлена система рейтинга: Зеленый – проходишь, красный – увозят в так называемый, «образовательный», но фактически концентрационный лагерь.
В среднем в концентрационных лагерях прибывает один миллион уйгуров. Причем забрать тебя могут туда в любой момент, как только правительство усомнится в тебе. Люди ничего не знают о своих родственниках, родителях на протяжении 2-3 лет. Живы ли они, где они? Люди просто пропадают.
Рейтинг:
Китаец – значит безопасный и надежный. Уйгур без проблем – средний или же ненадёжный. Если же вы ходите в мечеть (хотя, наверное, стоит оговориться «ходили в мечеть», ведь все мечети закрыли в 2013 году), молитесь или поститесь – вас считают подозрительным и небезопасным. Власти Китая пресекают любое проявление религиозности и действуют по такой логике: Если ты уйгур, значит ты мусульманин. Если же ты мусульманин - у тебя есть предрасположенность к экстремизму. Мы тебя перевоспитаем, переучим, пока эта предрасположенность не проявилась. И нечего тебе носить бороду, называть детей религиозными именами или приветствовать друг друга словами «Ас-саляму алейкум».
Свобода слова:
Ну как вы уже поняли, её попросту нет. Уйгурам запрещено говорить о политике, обсуждать концлагеря и ругать власть. Все разговоры подслушиваются.
В 2016 году бюджет на безопасность в Синьцзяне составил 8.5 миллиардов долларов США.
Такая система хорошо приспособлена для того, чтобы следить за людьми. Раньше слова «Предъявите документы» были символом тирании; сейчас уже не нужно ничего спрашивать.
Таким образом, Китай лишил Уйгурских мусульман каких-либо прав на свободу переписки, передвижения по стране или даже выезда из неё (Все паспорта уйгуров хранятся в полиции). Лишь студенты имеют право выезда на время обучения, после чего их заставляют вернуться, под угрозой ареста родителей.
Какое будущее ждет Киргизию с такими противоречивыми начинаниями? Время покажет. Будет этот проект просто очередным распилом кредитных средств Китая или система заработает во благо – неизвестно. Главное, чтобы не стало поздно, и к низкому уровню жизни населения не прибавился подарок от правительства в виде тотального контроля и тирании. Чтобы свободный народ Киргизии вместе с прекрасной страной стал придатком Синьцзян-Уйгурского автономного района. А зная отношение Китая к мусульманам — это явно нерадужные перспективы.
Рассуждая на данную проблему, невольно вспоминается роман Оруэлла 1984, где людям в конце концов даже думать плохо о Большом Брате было не положено.
Безусловно, многие могут сказать, что планируется только система контроля дорожного движения и преступности ради безопасности, но разве в Синьцзяне всё начиналось не точно также?