Однажды великий русский композитор Игорь Стравинский предсказал, что в конце XX века появится музыкальный инструмент, который объединит в себе культуры Востока и Запада. Кто тогда мог подумать, что удастся это двум челябинским музыкантам Владимиру Устинову и Анатолию Ольшанскому. В 1987 году южноуральцы изобрели уникальную ГРАН-гитару, которую легендарный Пол Маккартни окрестил инструментом будущего.
«ГРАН» расшифровывается как «гитара российская, акустическая, новая». Инструмент имеет международный патент и признан многими известными музыкантами планеты. А ведь изначально он вообще задумывался ради забавы. Анатолий Ольшанский рассказывает, что как-то накануне музыкального капустника Владимир Устинов предложил ему придумать какую-нибудь хохму. Анатолий взял старую «Резонату» и переделал ее в 12-струнную гитару. В принципе в этом не было ничего такого, кроме одного нюанса. Обычно на гитаре устанавливают либо металлические, либо нейлоновые струны, а Ольшанский объединил их, разместив в два ряда. Причем металлические расположил на два-три миллиметра ниже нейлоновых, чтобы удобнее было доставать струны пальцами. Поэтому ГРАН-гитару иногда называют двухслойной или двухэтажной. «Когда я впервые сыграл на этой гитаре, Володя понял, что возможности у нее просто уникальные. Другой такой в мире еще не было», – говорит Анатолий Ольшанский.
Новая гитара действительно стала открытием в мире акустических музыкальных инструментов, являясь синтезом культуры классической гитары с традициями фолк- и рок-гитар. Оригинальная конструкция ГРАН-гитары позволяет играть на ней тремя разными способами. Только на нейлоне можно получить мягкое звучание классической гитары, но более продолжительное благодаря резонансу металлических струн. На одном металле извлекается звук иной окраски, более острый и холодный. А играя на нейлоне и металле одновременно, можно достичь яркого, нового по тембру звучания. ГРАН может звучать и как лютня, и как ситар, и как электрогитара, на ней можно исполнять музыку различных жанров - от старинной и классики до джаза и рока.
Создатели ГРАН-гитары не отрицают, что были не первыми, кому пришла в голову подобная идея. Позже при оформлении патента на изобретение международные эксперты выяснили, что знаменитый мастер Антонио Страдивари в свое время предлагал разнести на разный уровень две струны барочной гитары, но современники его открытие отвергли. Челябинским музыкантам повезло больше: их инструмент оценили по достоинству.
Вот только для того, чтобы донести открытие до широкой общественности, понадобилось немало усилий. Главный вопрос, который встал тогда перед Устиновым и Ольшанским: как провинциальным умельцам раскручивать новый инструмент, не имея ни денег, ни связей?
Впервые они представили ГРАН на Первом национальном гитарном фестивале в Москве в 1988 году. Затем челябинские музыканты предприняли целую серию поездок по стране: показывали новый инструмент профессионалам, объясняли, учили, давали попробовать в деле. Поначалу никто не хотел слушать про ГРАН. Классические гитаристы довольно консервативны и не проявляли интереса к гитаре с металлическими струнами. Некоторые скептики и вовсе посчитали новый инструмент посягательством на классику.
HELP! NOT JUST ANYBODY…
В 1989 году челябинские музыканты узнали, что легендарный Сева Новгородцев организовал для радиослушателей BBC прямую линию с экс-битлом Полом Маккартни. Владимир Устинов понимал, что шансы дозвониться на радиостанцию равны нулю, поэтому посадил своих учеников со всей страны на телефоны и велел набирать номер без перерыва. Похоже, это была судьба: в самом конце передачи Ольшанский умудрился прорваться в эфир. Анатолий коротко рассказал знаменитости о ГРАН-гитаре, прямо в телефонную трубку сыграл на ней битловскую «Мишель» и попросил Пола стать крестным отцом нового инструмента. Маккартни был уже изрядно уставшим и вряд ли что-то понял из рассказа, но вежливо ответил, чтобы Ольшанский к нему зашел или позвонил.
Куда идти или звонить, создатели ГРАН-гитары не имели ни малейшего представления и, пока искали возможности добраться до экс-битла, продолжили продвигать инструмент. В этом же году они впервые представили свою гитару в Праге, последующую пару лет ездили с концертами по Европе, давали мастер-классы на фестивалях в России и за рубежом. Среди тех, кто высоко оценил качества ГРАН-гитары, был знаменитый пражский гитарист и композитор Штепан Рак по прозвищу «Безумный чех». По его словам, ГРАН-гитара позволяет создавать такие звуки и тембры, которые даже трудно представить, не говоря уж о том, чтобы найти их на других гитарах. И хотя освоить инструмент нелегко, попробовать точно следует. Позже Рак записал с Устиновым и Ольшанским компакт-диск и рекомендовал гитару другим мировым знаменитостям.
Но, несмотря на рекомендации, вкладывать деньги в производство новой гитары никто не хотел, Европа оказалась для этого слишком консервативной. Так что желание встретиться с Полом Маккартни у настырных челябинцев только крепло, хотя они понимали, что тот вряд ли помнит о давнем разговоре в эфире радиостанции. Случай представился в 1993 году. Приехав в очередной раз в Вену, музыканты узнали, что Пол будет выступать в Hollywood Bowl в Лос-Анджелесе, и решили махнуть в США. Правда, чиновники визу оформлять отказывались, но Устинов с Ольшанским не растерялись и после концерта в представительстве ООН обратились к американскому консулу. Тот, впечатленный их выступлением, разрешил оформить визу «в интересах науки, культуры и процветания Америки».
В «ГОЛЛИВУД» СО СВОЕЙ МЕЧТОЙ
Добравшись до Лос-Анджелеса, музыканты рванули в Hollywood Bowl за билетами. «Мы выстояли километровую очередь в кассу, но оказалось, что нам не хватает денег на билеты! – рассказывает Анатолий Ольшанский. – Однако чудеса уже начались, и какая-то женщина добавила нам недостающие доллары – в спешке мы даже поблагодарить ее толком не успели. В зал с гитарой нас не пустили, направили в камеру хранения. Английский мы знали плохо, дорогу перепутали, поэтому пришли как раз туда, куда и стремились, - в офис, где перед концертом отдыхал Пол Маккартни».
Само собой, офис был оцеплен тройным кольцом охраны. Челябинцы как могли начали объяснять, что приехали из России и привезли Маккартни новую гитару. Полицейский почти ничего не понял, но на всякий случай вызвал человека из охраны Пола. Тот связался с Маккартни, и наши музыканты опомниться не успели, как их схватили под руки и потащили в здание. Сэр Пол вышел навстречу уставший и с выражением на лице «ну что там еще?».
Владимир Устинов вспоминает этот момент в своих очерках, написанных специально для витебского фестиваля гитарной музыки «Менестрель 2000»: «Два здоровенных «шварценеггера» из охраны Маккартни волокут Толика под руки пред светлые очи Самого, пожелавшего взглянуть на ГРАН-гитару. Я сзади, вижу подошвы широких сандалий Толика, они потешно цепляются носками за асфальт. Не замечая комичности положения, он, схваченный под локти, на ходу расчехляет ГРАН и, прежде чем его ставят на ноги перед караваном, где у двери стоит Пол в зеленом шелковом халате, а из-за плеча выглядывает Линда, начинает лихо наигрывать «Black Birds».
Увидев всю эту картину, Маккартни рассмеялся и велел охранникам отпустить музыканта. Потом взял ГРАН-гитару в руки, осмотрел, послушал звук и попросил сделать для него такой же инструмент, но под левую руку. Челябинцы напрочь забыли, что Пол – левша!
А на следующий день на музыкантов свалилась слава. Авторитетная американская газета Los Angeles Times написала о южноуральцах на первой полосе. А позже к дому, где они временно жили у своего знакомого, подкатил лимузин: один из выдающихся гитаристов США Кристофер Паркенинг пригласил челябинцев в гости. Затем была встреча с еще одним известнейшим гитаристом Джулианом Бримом, а также приглашение провести демонстрационные лекции в двух калифорнийских университетах и в консерватории Сан-Франциско.
Вернувшись в Россию, музыканты занялись изготовлением ГРАН-гитары для Пола Маккартни, ведь сделать подарок легенде рок-н-ролла было большой честью. На работу ушло около года. Над инструментом трудились с особой тщательностью: ижевский мастер Геннадий Калабин, выполнявший заказ, одну только перламутровую накладку собирал четыре месяца. Местные оружейники украсили вязью серебряные колки, а струны, которые предоставила одна из старейших фирм Европы «Томастик», были анодированы под золото. Параллельно Ольшанский вел переписку с Маккартни, обсуждая, как можно улучшить инструмент.
За своим подарком Маккартни прислал самолет! Менеджер забрал гитару, специально снятый видеофильм о возможностях ГРАН и улетел. А позже пришло письмо от Пола, в котором он назвал ГРАН-гитару инструментом XXI века. Правда, тактично намекнул, что в изготовленном для него экземпляре есть один маленький недостаток: отсутствует пипка, к которой крепится ремень. «Мы играли на концертах сидя, поэтому ремень на гитаре не нужен. Но мы надеялись, что в Англии найдутся мастера, чтобы сделать мэтру достойную его таланта пипку», – смеется Ольшанский. Не зря Пол еще с битловских времен считался парнем, умевшим считать каждый пенс.
Маккартни сокрушался, что не может выступать с ГРАН-гитарой на сцене, поскольку связан многолетним контрактом с одной из крупнейших фирм по производству музыкальных инструментов. Зато с его подачи изобретение челябинцев оценили многие известные музыканты и композиторы, среди которых Пако де Лусия, Карлос Сантана, Пепе Ромеро, Джон Уильямс, Альберт Шнитке, Родион Щедрин, Ханс Вернер Хенце. Тот же Сантана назвал новый инструмент акустическим синтезатором без электроники, а писатель Александр Солженицын отметил, что ГРАН – это гитара с истинно русской душой.
КАК ПАША ПОЛА ОПЕРЕДИЛ
Интересно, что челябинский гитарист Павел Столбов заполучил уникальный инструмент раньше, чем Маккартни свой экземпляр. Он рассказывает, что впервые услышал о ГРАН-гитаре от своего товарища Василия Зюзина, который являлся учеником Владимира Устинова и в начале 90-х часто тусовался в общаге ЧПИ. «Через Васю удалось это чудо раздобыть и прямо там в общаге немного поиграть. Очень понравилось, загадочный инструмент! – делится Столбов. – У меня получилось разобраться с ним с ходу, хотя и непривычно вначале было. Эта гитара давала очень интересный звук из-за того, что верхний слой струн капроновый, а нижний – металлический. Про ГРАН-гитару много можно рассказывать, не зря ее оценили такие профессионалы, как Пол Маккартни и Пако де Лусия».
Это было в 1994 году, когда группа «Томас Гавк» работала в ресторане «Уральские пельмени». Павел играл на гитаре, Саша Самойленко – на басу, Алексей Баукин – на клавишных, «Борода» Николаенко – на барабанах, а пела Лена Мосунова. Зарабатывая на жизнь игрой в кабаке, ребята одновременно записывали материал для авторского альбома в студии ДК Колющенко, у Сергея Спиридонова. Позже эти вещи вошли в CD «Ночные собаки», выпущенной группой «Томас», когда Самуил отказался от приставки «Гавк».
- Песни-то были известные – «Возвращение», «Дочь ушла в дождь», «В то утро» и другие, но мы их по-новому аранжировали, и вот на этой волне возникла идея вставить в новый альбом старых песен партию ГРАН-гитары, - рассказывает Столбов. –Я взял ее в руки и сыграл две или три вещи, но на CD вышла только одна – «Ночные собаки». Там еще партию виолончели записал Валерий Секретов. Это была первая в мире запись рок-композиции с использованием ГРАН-гитары! Могу ошибаться, но среди челябинских рок-н-ролльных гитаристов на ГРАН-гитаре играл и записывался только я. Все-таки это инструмент не для рок-музыки, а для «классиков». Для игры на ГРАН нужна очень хорошая школа классической гитары: правильная постановка пальцев, правильная поза и так далее. ГРАН-гитара – это инструмент для высшей лиги гитаристов, поэтому она и не получила массового распространения».
Вот так ГРАН-гитара звучит в рок-н-ролльной балладе группы "Томас". Играет Павел Столбов
Действительно, получивший признание у лучших гитаристов планеты и ставший популярным по всему миру инструмент делается только вручную и по специальным заказам. По словам Анатолия Ольшанского, массовый выпуск ГРАН-гитары наладить сложно, потому что в Европе производство музыкальных инструментов роботизировано, любые изменения в отлаженный процесс на первом этапе приведут к огромным убыткам. Не удалось развернуться и в России, хотя получилось наладить выпуск серийных инструментов ГРАН в Ижевске. «В Подмосковье была фабрика, выпускающая музыкальные инструменты. Когда мы туда с Володей сунулись, то увидели жуткую картину: производственные помещения развалились, рабочие спились. Мы народ чуточку расшевелили, кое-кто уже и пить перестал, но… пошел передел собственности, начались перестрелки. Тем, кто прежних хозяев истребил, гитары оказались не нужны: сначала на фабрике стали выпускать мебель, а когда и этот бизнес завалили, цеха превратили в складские помещения для хранения арбузов», – рассказывает Ольшанский.
В последующие годы Устинов и Ольшанский продолжали выпускать компакт-диски, устраивать презентации, давать концерты и мастер-классы, запустили официальный сайт, посвященный ГРАН-гитаре. К сожалению, в 2002 году замечательный музыкант, педагог и поэт Владимир Устинов скончался, а Анатолий Ольшанский живет в Вене, преподает игру на гитаре, пишет музыку, выступает с концертами.