Найти тему
Выключи гормоны

Особенности принятия независимости детей родителями

Оглавление

Взаимоотношения между родителем и ребенком имеют важное значение при взрослении малыша. В психологии есть такое понятие, как созависимость – симбиоз отношений. Данное явление можно понимать, как стирание границ между ребенком и взрослым [3].

В таком симбиозе могут проявляться манипуляции, представляющие собой нереализованные желания родителя, которые ребенок должен принять и выполнить. Одним из ярких примеров стирания границ является то, когда ребенок и взрослый становятся единым «мы». Чаще всего это местоимение используют мамы для обозначения ребенка и себя в младенческом возрасте. Когда ребенок подрастает данное обозначение может и не исчезнуть, а только укрепиться, таким образом в семье рождается созависимость.

Многие родители хотят, чтобы их ребенок рос ответственным и обязательным, но не все готовы предоставить достаточно свободы, чтобы малыш развивал нужные качества. Тем самым, ратуя за независимость, родители ограничивают «независимую жизнь» ребенка.

Согласно опросам родителей, большая часть ассоциирует независимость детей с бытовыми делами. Родители считают, что ребенок должен осознавать и принимать обязанности по дому, выполнять их без напоминаний. Благодаря нормальному поведению, отсутствию тяги к вредными привычкам, ребенок получает доверие взрослых, тем самым увеличивая степень своей независимости.

Если ребенок обладает этими качествами, значит, можно дать ему большую степень свободы, если нет, то, «будь добр, делай то, что тебе скажут».

Взросление происходит постепенно. По мнению психологов, сложность во взаимопонимании разных поколений заключается в потребности решить проблему сразу и силовыми методами. То есть, запреты и наказания – со стороны родителей провоцируют неподчинение и протест у ребенка [1].

Существует мнение, что независимость ребёнка определяется рядом поведенческих факторов. Дети, находясь в подростковом возрасте, понимают независимость, как право на собственную точку зрения. Подростки хотят получить возможность не отчитываться перед взрослыми за свои поступки, иметь свое пространство, на которое никто не может посягнуть [2].

Что представляет собой независимость? Это миф. Дети не могут быть независимыми от родителей, как и родители не могут не зависеть от детей. Но, главное, чтобы эта зависимость не противоречила той свободе, которая нужна человеку для нормальной жизни.

Чаще всего дети проявляют свою независимость в изменении внешнего вида – вызывающая одежда, макияж, причисление себя к определенным субкультурам. Таким образом, через подобные действия подростки ищут понимания и признания у родителей.

Исходя из этого, независимость детей может проявляться с двух сторон – позитивной и отрицательной. С одной стороны, ребенок старается договориться с родителями об определенных границах. Но чаще всего возникает другая ситуация – отрицательная, которая перерастает в проблему «отцов и детей». Если данная ситуация возникла, то лучшим решением будет признание независимости детей, но с обсуждением способов ее выражения.

Нельзя пускать процесс на самотек, но и давить на детей не стоит. Максимализм и склонность к вызывающему поведению, свойственные юности, пройдут, а благодарность родителям, которые помогли преодолеть противоречия взросления, позволили понять, что такое настоящее уважение к личности, останется.

Список использованной литературы:

1. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2012. – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

2. Немов, Р. С. Психология: Учебник. / Р. С. Немов. – М.: Высшее образование, 2008. – 639 с. – (Основы наук).

3. Что такое созависимость и как работать с созависимыми родителями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://5psy.ru/obrazovanie/chto-takoe-sozavisimost-i-kak-rabotat-s-sozavisimymi-roditelyami.html Дата обращения: 20.09.2019